16 января 1987 года ночью в простых метеоусловиях при взлёте на
аэродроме Ташкент - Южный потерпел катастрофу самолёт ЯК-40 Узбекского
управления гражданской авиации. Экипаж Ташкентского объединённого авиационного
отряда (ОАО) выполнял почтово-пассажирский рейс по маршруту Ташкент -
Шахрисябз. На борту самолёта находилось 5 пассажиров, 1200 кг почты и 35 кг ручной клади. Взлётная
масса и центровка не выходили за установленные пределы.
При взлёте с ВПП (левая, МК - 77о) после отрыва и
уборки шасси на высоте 15-20
метров произошло резкое кренение самолёта. С левым
креном более 70о самолёт на расстоянии 13,5 метра от края ВПП
столкнулся с землёй, разрушился и сгорел. Экипаж, бортпроводники и пассажиры
погибли.
Расследованием установлено, что самолёт ЯК-40 взлетал от РД № 3
вслед за самолётом ИЛ-76 ЦУМ ВС, который производил взлёт от РД № 1. Точка
отрыва от ВПП самолёта ЯК-40 находилась на 50 метров дальше от точки
отрыва самолёта ИЛ-76. Интервал времени между моментами их отрыва составил 66
секунд. На высоте 15-20
метров, на скорости 230 км/час и угле атаки 5-6о
началось кренение самолёта влево из-за попадания в один из концевых вихрей от
крыла самолёта ИЛ-76. Несмотря на предпринятые экипажем меры по парированию,
крен продолжал интенсивно увеличиваться. Возмущающий момент по крену превысил
располагаемый момент от отклонения элеронов. Самолёт потерял высоту и
столкнулся с землёй.
Катастрофа самолёта ЯК-40 произошла в результате воздействия на
него мощного внешнего возмущения от спутного следа самолёта ИЛ-76.
В конце приказа Министра ГА, посвящённого катастрофе,
упоминается о том, что до данного авиационного происшествия в гражданской авиации
не были установлены научно обоснованные временные интервалы между взлётами
воздушных судов 3-го класса (однотипных ЯК-40) за воздушными судами 1 и 2
класса, исключающих опасное воздействие спутного следа.
Однако об этой опасности известно давно. В частности, с
самолётом этого же типа в 1979 году произошла катастрофа при заходе на посадку
за вертолётом МИ-6.
Безопасные интервалы следования (БИС) самолётов друг за другом
были известны, по крайней мере, за 6 лет до авиационного происшествия в
Ташкенте. Однако оно не было предотвращено, потому что до диспетчеров УВД и
лётных экипажей не были доведены значения БИС в качестве рекомендации или лучше
всего директивы. Директивное указание было разработано не после катастрофы 1979
года, а только после катастрофы в 1987 году и лётному составу гражданской
авиации известны изменения НПП ГА-85, касающиеся БИС. Так мало поворотливость
чиновников привела к очередной катастрофе.
Аналогичная по внешним признакам катастрофа произошла 02 марта 2000 года.
Очень похожая, не правда ли?
Наша
справка
Выписка из НПП ГА-85 по БИС для некоторых типов самолётов:
Тип самолёта
|
Тип последующего
самолёта
|
БИС
|
по времени, сек
|
по расстоянию, км
|
ИЛ-76
|
ТУ-134
|
160
|
17
|
ЯК-40
|
194
|
20
|
АН-24
|
137
|
14
|
Л-410
|
217
|
22
|
ТУ-154
|
ТУ-134
|
60
|
6
|
ЯК-40
|
78
|
8
|
АН-24
|
39
|
4
|
Л-410
|
98
|
10
|
© Сергей Коньков, 2001 |