Летчик: командир корабля капитан Ляпин, военный лётчик 2 класса. Этап и условия: руление, день, ПМУ. Обстоятельства: экипаж произвёл нормальную посадку. При сруливании с ВВП правой тележкой шасси попал в окоп. В результате чего была повреждена основная нога шасси, самолёт опустился на правое крыло. Причины:
1. Недисциплинированностъ командира экипажа, не принявшего мер для обеспечения безопасного руления.
2. Невыполнение функциональных обязанностей на рулении помощником командира корабля.
Летчик: командир корабля капитан Маливанов, военный лётчик 2 класса. Этап и условия полёта: посадка, ночь, ветер попутный до 4 м/с, без посадочных прожекторов. Обстоятельства и действия экипажа: экипаж производил посадку на незнакомом аэродроме, с ограниченными радиотехническими средствами, без посадочных прожекторов и с попутным ветром до 4м\с. Командир экипажа расчёт и посадку произвёл с перелётом около 1000 метров, в результате чего выкатился за пределы БВПП и повредил подкос передней ноги шасси. Причины: поломка произошла вследствие ошибки в технике пилотирования. Командир экипажа при производстве расчёта на посадку с ограниченными радиосветотехническими средствами точку начала выравнивания выбрал близко от БВПП и принял неграмотное решение на производство посадки.
Летчик: командир корабля майор Желтов Этап и условия полёта: посадка, ночь, облачность, 10 баллов, Ннго = 100 метров. Обстоятельства и действия экипажа: экипаж выполнял 2-й полёт с посадкой на ГВПП. Ннго снизилась до 100 метров. РП принял решение находящиеся в воздухе самолеты сажать на БВПП, не освещенную прожекторами. Расторгуев, выполняя заход на посадку в МУ, к которым не был подготовлен, с пилотированием самолёта не справился и на выравнивании, на высоте 3 метров убрал РУД внутренних двигателей за проходную защёлку. Инструктор м-р Желтов проявил бездеятельность: в управление самолётом вмешался поздно. Самолет с правым креном и большой вертикальной скоростью приземлился на БВПП и потерпел поломку. Причины:
1. Нарушения в организации полётов, выразившиеся в плохом анализе погоды командиром полка, который не определил порядок действии экипажей на случай её резкого ухудшения.
2. Недостатки в управлении полётами: РП принял неправильное решение, не подготовив БВПП к приёму самолётов в СМУ, разрешил посадку Расторгуеву в метеоусловиях, не соответствующих уровню его подготовки.
3. Невыполнение своих обязанностей инструктором-летчиком.
Летчик: командир корабля капитан Василенко, военный лётчик 1 класса. Этап и условия полёта: маршрут, ночь, ПМУ, видимость до 40-50 км. Обстоятельства и действия экипажа: экипаж выполнял полёт в боевом порядке "поток" девятым. Через 2 часа 30 минут полёта самолёт стал резко снижаться с разворотом до 180 о и разрушился в воздухе. Экипажи боевого порядка наблюдали яркую вспышку в воздухе и взрыв самолёта на земле. Перед возникновением аварийной обстановки командир экипажа покинул рабочее место и ушёл в кабину сопровождающих для приёма пищи. В момент аварийной ситуации самолёт пилотировал ПКК л-т Каликин. Причины:
Причина катастрофы не установлена, но прослушивание магнитофонной записи показало, что:
1. Экипаж к полёту подготовился плохо.
2. Командир экипажа в течение 30 минут отсутствовал на рабочем месте.
Предположительной причиной образования внезапного крена самолёта может быть попадание в спутную струю впереди летящего самолёта. Показания приборов соответствовали авторотации одного или двух двигателей. Виновники не установлены.
Летчик: зам. командира аэ майор Пестерев В.И., военный лётчик 1 класса. Этап и условия полёта: посадка, ночь, обл. 10 баллов, многослойная, 1 слой Ннго = 40 метров, толщина 15-20 метров, 2-й слой Нн.гр = 80 - 90 метров, толщина 20-30 метров, вертикально земля просматривалась. Обстоятельства и действия экипажа: экипаж выполнял полёт по маршруту ведущим отряда. После выхода отряда на посадочный курс резко ухудшилась видимость. РП приказал группе следовать на запасной аэродром, а затем получив доклад от Пестерева: "Полосу вижу, разрешите снижение", разрешил ему заход и снижение до Н = 100 метров. Пестерев снизился до Н = 100 метров и, не видя ВПП, продолжал снижение, не доложив об этом РП. На Н = 70 метров вошёл в слой тумана, отвлёк внимание от приборов и допустил резкое снижение. На Н = 20 метров увидел быстрое приближение огней подхода, увеличил режим работы двигателей и перевёл самолёт в набор. Самолёт сбил столб огней подхода, а затем задел за землю, отделился, снёс крышу БПРМ и ушёл на 2-й круг. Экипаж произвёл посадку на ГВПП с поврежденными шасси. Причины:
1. Безответственное отношение к служебным обязанностям РП и руководителя посадки, допустивших посадку в метеоусловиях ниже УМП.
2. Неиспользование запасных аэродромов с лучшими метеоусловиями.
3. Недисциплинированность Пестерева, зазнайство и переоценка своей лётной натренированности.
4. Плохой анализ погоды метеоспециалистами и РП.
Летчик: командир корабля капитан Бондарь, военный лётчик 2 класса. Обстоятельства и действия экипажа: после нормальной посадки и пробега 600 метров по ВПП самолёт в момент снятия винтов с упора начал уклоняться влево. Несмотря на отклонённый руль направления и штурвал вправо, сошёл с ВПП и, пробежав 220 метров по нерабочей полосе аэродрома, остановился в 1100 метрах от начала приземления. Уклонение самолёта на пробеге произошло из-за отказа взлётно-посадочного управления колёс передней ноги шасси. Самолёт потерпел поломку. Причины:
1. Бездеятельность командира экипажа, который для удержания самолёта на ВПП не использовал основное и аварийное торможение, а также рулёжное управление. Команду на выключение двигателей подал поздно, только после команды РП.
2. Нарушения в организации полетов:
- задание выполнял сборный экипаж;
- тренаж в составе экипажа перед полётом не проводился;
- контроль готовности к полёту осуществлялся формально (командир экипажа не знал, на какой скорости можно пользоваться тормозами и рулёжным управлением в аварийной обстановке);
- помощник командира корабля свои обязанности знал плохо и практической помощи командиру не оказал.
Летчик: зам. командира аэ майор Полозов, военный летчик 1 класса. Этап и условия полёта: посадка, день, ПМУ. Обстоятельства и действия экипажа: экипаж выполнил 12 полётов по кругу. В последнем полёте перед посадкой командир экипажа сам выпускал шасси. Усомнившись в их выпуске, Полозов приказал бортовому технику продублировать выпуск. Борттехник ошибочно поставил переключатель управления шасси в положении "уборка". Шасси убралось, и экипаж произвёл посадку на фюзеляж на бетон. Причины:
1. Нарушения в организации полётов:
- сборный экипаж;
- сложное и непродуманное задание на полёт;
- задание на полет ПКК не ставилось.
2. Нарушения в управлении полётами: нечёткое управление экипажами со стороны РП, который допустил присутствие на КДП посторонних лиц и посторонние разговоры.
3. Нарушение требований Инструкции экипажу майором Полозовым и отсутствие взаимного контроля в экипаже.
Летчики:
командир отряда Токарев В.И., военный лётчик 1 класса;
командир корабля капитан Шаблинов А.К., военный лётчик 2 класса. Этап и условия полёта: район ДПРМ, день, облачность 10 баллов, Ннго = 400 метров, видимость 10 км. Обстоятельства и действия экипажей: экипаж Шаблинова после выполнения маршрутного полёта заходил на посадку. РП п/п-к Зубов Б.П. в нарушении плановой таблицы разрешил выполнять Шаблинову второй полёт без запланированной посадки. Шаблинов по команде РП убрал шасси, закрылки и перевёл самолёт в набор высоты. В это время Токарев выходил на аэродром после выполнения задания со встречным курсом и должен был выдерживать высоту 600 метров. В результате невыдерживания заданных режимов полета командирами экипажей самолеты столкнулись на высоте 350 - 400 метров при выходе из облаков между слоями в 3,5 км от аэродрома. Причины:
1. Преступно-халатное отношение к руководству полётами п/п-ка Зубова, который нарушил плановую таблицу полётов, выпустив на второй маршрут Шаблннова без запланированной посадки, не предупредил экипажи, что они следуют в облаках на встречных курсах, и не напомнил им о необходимости строгого выдерживания заданной высоты полёта, неправильно использовал РТС для контроля за самолётами.
2. Невыдерживание командирами экипажей заданного режима полёта в сложных метеоусловиях.
Летчик: командир корабля капитан Орлов Б.В., военный лётчик 1 класса. Этап и условия полёта: посадка, ночь, ПМУ. Обстоятельства и действия экипаж: экипаж выполнял перелёт с посадкой на грунтовом аэродроме. В процессе выполнения захода на посадку командир экипажа допустил преждевременное снижение, подошёл к полосе на скорости меньше установленной и, не создав самолёту посадочное положение, убрал РУД внутренних двигателей за проходную защелку. Самолет приземлился в 21 метрах до начала полосы, со сносом, на три точки с последующим отделением. После повторного приземления в процессе пробега произошло разрушение правой ноги шасси, правой консоли и винта 4 СУ. Причины: недисциплинированность командира экипажа, небрежность и невнимательность при выполнении посадки и излишняя уверенность.
Летчик: командир корабля капитан Срывков, военный лётчик 2 класса. Этап и условия полёта: посадка, ночь, ПМУ, ВПП не освещена прожекторами. Обстоятельства и действия экипажа: при выполнении посадки ночью на полосу, не освещенную прожекторами, командир корабля допустил низкое выравнивание. Самолёт приземлился до ВПП на удалении 42 метров с опережением на переднюю ногу, отделился на высоту 6-8 метров. Повторное приземление произошло на удалении 400 метров от начала БВПП с правым креном и большой вертикальной скоростью. В результате грубого приземления сложилась правая нога шасси, повреждён винт 4СУ и ОЧК правого полукрыла. Причины:
1. Выпуск в самостоятельный полёт командира корабля с утраченными навыками в выполнении посадки на полосу, не освещённую прожекторами.
2. Неграмотное исправление грубой ошибки в технике пилотирования.
Летчик: командир отряда майор Рябцев, военный лётчик 1 класса. Этап и условия полёта: маршрут, день, облачность 8 - 10 баллов, внутримассовые очаговые грозы, болтанка. Обстоятельства и действия экипажей: экипаж майора Рябцева выполнял полёт по маршруту Кедайняй-Рязань на Нэш = 3000 метров. С аэродрома Быково взлетел Ил-14 МГА и следовал на высоте Нэш = 2700 метров на Чернигов. Из-за сильной болтанки экипаж самолёта Ил-14 МГА попросил разрешения у диспетчера УВД изменить эшелон. Смена эшелона была запрещена. ИЛ-14 начал обходить кучевые облака и в районе г. Юхнова на Нэш = 3000 метров самолёты столкнулись. Причины:
1. Невыдерживание экипажами обоих самолётов установленных им высот при полёте в усложнённых метеоусловиях.
2. Недостаточно чёткая организация и управление полётом самолётов со стороны наземных служб обеспечения полётов.
3. Плохая подготовка экипажа майора Рябцева к полёту и формальный контроль его готовности.
Летчик: командир отряда майор Эминов И.М., военный лётчик 1 класса. Этап условия полёта: посадка, день, безоблачно, видимость 10 км; ветер 160о, 2 м/с, Вес = 52 тонны. Обстоятельства и действия экипажа: командир произвёл посадку на повышенной скорости и с перелётом. После приземления самолета Эминов И.М. проявил растерянность, действовал медленно и неграмотно, в результате чего самолет выкатился за пределы ВПП, упал в карьер и потерпел аварию. Причины:
1. Ошибка командира экипажа в технике пилотирования.
2. Низкие профессиональные качества командира экипажа, недостаточная морально-психологическая подготовка к действиям в усложненных условиях.
Летчик: командир отряда майор Кириченко П.В., военный лётчик 1 класса. Этап и условия полёта: взлет, день, облачность 10 баллов, Ннго = 350 метров, заснеженная ГВПП, Вес = 57 тонн. Обстоятельства и действия экипажа: экипаж выполнял задание по перевозке личного состава. При выполнении взлёта с грунтовой ВПП длиной 2900 метров, покрытой слоем рыхлого мокрого снега (вес самолёта 57 тонн, толщина слоя снега до 24 см), самолёт пробежал по ВПП 1900 метров и на скорости 240 км/час не оторвался. Командир экипажа принял решение на прекращение взлёта с опозданием. Самолёт выкатился за пределы ВПП и потерпел поломку. Причины:
1. Плохая подготовка экипажа к вылету:
- командир экипажа перед взлётом длину разбега с G=57 т не рассчитал;
- скорость отрыва для данных условий не уточнил.
2. Решение о прекращении взлёта было принято поздно.
3. Неграмотное решение на выпуск самолёта с ограниченно пригодной грунтовой ВПП без учёта его полётного веса.
Летчик: зам. командира аэ майор Брюховецкий И.Я., военный лётчикм 1 класса. Этап и условия полёта: посадка, сумерки, грунтовая ВПП, t = 20оC, Р = 710 мм.рт.ст., Вес = 56 тонн. Обстоятельства и действия экипажа: экипаж выполнял задание по перевозке грузов. Посадка выполнялась на грунтовый аэродром в сумерках, однако ни прожекторы, ни фары не были включены. Приземление было выполнено на три точки с опережением на левую ногу. Во время приземления разрушился подкос левой ноги шасси, в результате чего подломилась левая стойка, самолёт сошёл с ВПП и потерпел поломку. Причины:
1. Основной причиной поломки явилась недостаточная прочность подкоса (КПН).
2. Грубая ошибка командира экипажа при посадке.
3. Превышение взлётного и посадочного веса самолёта.
4. Посадка выполнялась в сумерки, без прожекторов и без фар.
Летчик: командир корабля капитан Кукин В.И., военный лётчик 2 класса. Этап и условия полёта: посадка, ночь. ПМУ. Обстоятельства и действия экипажа: тренировочный полёт по кругу не был запланирован и совершён с разрешения руководителя полетов майора Федосеева. Старший бортовой техник самолёта Яблонский нарушил последовательность выпуска шасси, поэтому их не выпустил, за световой сигнализацией шасси не следил, а загудевшую при уборке РУД перед посадкой сирену выключил, не убедившись в причинах её срабатывания. Ни капитан Кукин, ни ПКК лейтенант Пролыгин, действия ст. б/техника не контролировали и на сигнал сирены внимания не обратили. Ст. бортовой радист о включении АЗР шасси не доложил. Сам. посажен на БВПП с убранными шасси. Причины:
1. Плохая подготовка экипажа к полёту.
2. Низкая дисциплина в экипаже, невыполнение чл. экипажа своих функционал. обязанностей и отсутствие взаимного контроля.
3. Нарушения в организации и руководстве полётами (полет не был запланирован, подготовка экипажа к полёту не проверялась, наблюдение за самолётами, заходящими на посадку, отсутствовало).
Летчик: зам. командира аэ майор Рженицин Г.И., военный лётчик 1 класса. Этап и условия полёта: посадка, ночь, ПМУ, видимость 16 км, штиль. Обстоятельства и действия экипажа: экипаж выполнял полёт в боевом порядке "поток" на интервале 1 минута. На предпосадочном снижении на Н = 50 метров, а затем в конце выравнивания попал в спутную струю. Командир экипажа устранил кренение и разворот самолёта. Посадку произвёл на повышенной скорости под углом 7о и не удержал самолёт на БВПП. При снятии винтов с упора старший бортовой техник увидел в лучах фар самолёт на стоянке и возбуждённым голосом предупредил командира корабля. Рженицын принял неграмотное решение произвести взлёт с целью избежания столкновения. Из-за недостаточной длины разбега 3-ей СУ задел за киль стоящего на запасной полосе самолёта и, пролетев 200 метров, приземлялся с большой Vу и сносом влево. Самолёт разбит. Причины:
1. Пассивные действия командира экипажа на посадке, непринятие мер к остановке самолёта на пробеге и неграмотное решение производить взлёт в сторону препятствия.
2. Нарушения в организации и руководстве полётами (полёты производились без запасной полосы).
Летчик: командир корабля капитан Наумов Н.Н., военный лётчик 3 класса. Этап и условия полёта: заход на посадку, ночь, облачность 10 баллов, Ннго = 170 -1 80 метров, заряды мокрого снега. Обстоятельства и действия экипажа: экипаж выполнял пятый самостоятельный полёт. На предпосадочной прямой попал в мощный заряд снега, простирающийся до самой земли. Пытаясь визуально обнаружить ВПП, Наумов начал снижение. На команды РП и штурмана экипажа о потере высоты не реагировал. Стремясь выйти под облака, снизился до Н = 25 метров и столкнулся с деревьями. На самолёте возник пожар (4СУ). Наумов резко перевёл самолёт в набор высоты и зафлюгировал винт 4СУ. На высоте 500 метров самолёт потерял скорость, свалился на правое крыло и упал на землю в перевёрнутом положении. Экипаж погиб. Причины:
1. Неудовлетворительная организация полетов. Наумову, после двухмесячного перерыва в полётах, был запланирован один контрольный и пять тренировочных полётов при УМП в составе нештатного экипажа.
2. Невыдерживание Наумовым заданного режима снижения на предпосадочной прямой при УМП.
3. Бездействие помощника командира корабля, который за высотой полёта не следил и не принял мер к предотвращению опасного снижения.
4. Штурман при снижении не доложил: "Высота 230, дальний впереди, прекратить снижение."
Летчик: командир корабля капитан Дрожкин Ю.А., военный лётчик 1 класса. Этап и условия: руление, день, ветер попутный до 12 м/с. Обстоятельства и действия экипажа: капитан Дрожкин руление по РД производил на недопустимо большой скорости (до 80 км/ч). Перед разворотом на предварительный старт поздно снизил режим работы двигателей, а эффективное торможение применил лишь за 50 - 70 метров до конца РД. КК пытался применить аварийное торможение, но, видя впереди по курсу будку, стал отворачивать влево при помощи рулёжного управления. Из-за большой скорости удержать самолет на РД не удалось. При движении по грунту самолет правой тележкой шасси попал в неровности на грунте. Произошло складывание правой тележки с одновременным разрушением отсека аккумуляторов и коммуникаций гидравлической, электрической и кислородной систем, вследствие чего возник пожар, который быстро распространился во внутрь грузовой кабины. Экипаж покинул самолет через аварийный люк. Самолёт сгорел. Причины:
1. Недисциплинированность командира экипажа, выразившаяся в нарушении элементарных правил эксплуатации самолета, определенных Инструкцией экипажу.
2. Слабый контроль со стороны командования за качеством выполнения экипажами спецзаданий.
3. Формальное выполнение функциональных обязанностей ПКК и ст. б/техника.
Летчик: командир корабля капитан Шураев В.С., военный летчик 2 класса. Этап и условия полёта: полёт по маршруту в "потоке", день, облачность 10 баллов, Ннго = 800 метров, Нвго = 200 - 1500 метров. Обстоятельства и действия экипажей: экипаж Шураева выполнял полёт в боевом порядке "поток" 12 м с t=1 мин. Экипаж п/п-ка Панарина (14) из-за невыдерживания заданного маршрута обогнал два, спереди идущих, экипажа и вышел впереди 12-го. Экипаж Шураева опознал визуально самолет Панарина и, решив, что он отстал, самовольно снизился до 400 м и увеличил скорость, чтобы занять своё место в боевом порядке. В результате этого обогнал своего ведущего и вышел вперёд на 6-8 км, набрал Н=1200 м. После сообщения РП о том, что он обогнал своего ведущего, уменьшил V до 310 км/ч. Оказавшись сзади и несколько ниже ведущего, самолёт Шураева попал в спутную струю, энергично накренился и перешёл на снижение. Попытки удержать самолёт оказались безуспешными, и самолёт в перевернутом положении столкнулся с землёй. Причины:
1. Плохая организация и руководство полётами.
2. Плохая подготовка, низкая выучка экипажей и грубое нарушение методики выполнения полётов в боевых порядках.
3. Недисциплинированность экипажей Панарина и Шураева, выразившаяся в самовольном изменении м-та и режима полёта.
Летчик: командир корабля капитан Антонов А.Ф., военный лётчик 1 класса. Этап и условия полёта: посадка, день, облачность 10 баллов, Ннго = 150 метров, видимость 1500 метров. Обстоятельства и действия экипажа: при заходе на посадку в боевом порядке "поток" с интервалом 1 минута экипаж Антонова вышел на БПРМ с отклонением в 80 метров. Не выполнив команду РП об уходе на 2-ой круг, капитан Антонов решил сесть во чтобы-то ни стало, стал маневрировать на малой высоте. К моменту выхода на порог ВПП крен и снос не устранил, на высоте 8 - 10 метров убрал РУД внутренних двигателей за проходную защёлку, и приземлил самолёт с большой вертикальной скоростью с левым креном и правым скольжением. В результате грубой посадки поломаны: левая нога шасси, ОЧК и воздушные винты. Причины:
1. Недисциплинированность к-на Антонова Л.Ф., не выполнившего команды руководителя полётов.
2. Недостатки в организации полётов: выпуск в полёт экипажа, утратившего навыки в заходе на посадку при установленном минимуме погоды.
Летчик: командир аэ п/полковник Щенников В.Э., военный летчикм 1 класса. Этап и условия полёта: маршрут, ночь, грозовое положение. Обстоятельства и действия экипажа: экипаж выполнял полёт в боевом порядке "поток". Впереди летящий экипаж Водолазского после РНС уклонился от ЛЗП вправо, чем сократил время с 1 минуты до 40 секунд. Щенников принял неграмотное решение и занял Н = 400 метров вместо Нзад = 600 метров. Нфакт. оказалась равной 220 метров., т.к. ни командир, ни помощник командира корабля не установили Рпл. Экипаж Водолазского неграмотно произвёл исправление бокового уклонения, выполнив два спаренных разворота влево на 50о и вправо на 60о, чем сократил Д до 4 - 4,5км и поставил экипаж Щенникова в затруднительное положение. Экипаж Щенникова потерял инструментальный контроль за боевым порядком, отвлёкся от пилотирования самолёта, стал заниматься визуальным поиском самолёта Водолазского, а в 40 км до площадки десантирования был ослеплён электрическим атмосферным разрядом и утратил контроль за высотой полёта. Самолёт перешёл в пологое снижение, зацепился за дерево, трубу дома и землю разрушился и сгорел. Причины:
1. Ослепление экипажа электрическим атмосферным разрядом.
2. Экипаж Щенникова не выдержал заданный режим полёта.
3. Неграмотные действия экипажа Водолазского по исправлению бокового уклонения и занятию своего места в боевом порядке. Плохая организация полётов:
- выпуск полёт слабо подготовленного экипажа Водолазского;
- отсутствие разработанных мер безопасности полёта;
- отсутствие отработанного порядка управления группой.
Летчик: зам. командира аэ по политчасти майор Андреев, военный лётчик 1 класса. Этап и условия полёта: посадка, день, простые метеоусловия, ГВПП 2500х60 м, ветер встречно-боковой 5-6 м/с, вес = 53,5т. Обстоятельства и действия экипажа: командир экипажа выполнил посадку на основные колёса с отделением. Ошибку исправил неграмотно, в результате чего вторично приземлился с опережением на переднюю ногу и снова отделился от ГВПП. При последующем приземлении разрушилась передняя нога шасси. Причины:
1. Грубая ошибка в технике пилотирования командира экипажа при выполнении посадки на ГВПП.
2. Нештатный экипаж (организация полётов).
Летчики:
командир войсковой части 21322 полковник Шалунов В.А., военный летчик 1 класса;
зам. командира аэ войсковой части 22529 майор Семёнов В.И., военный лётчик 1 класса. Этап и условия полёта: заход на посадку, день, облачность 10 баллов, Ннго = 120 метров, видимость 1300 метров, дождь. Обстоятельства, действия экипажей и ГРП: экипаж Шалунова перевозил л/с на аэродром Тула. Экипаж Семёнова выполнял учебный полёт по системе ОСП. РТС контроля за полётами самолётов отказали, но РП разрешил взлёт Семёнову в СМУ. После прохода ДПРМ экипажем Шалунова РП неправильно решил завести его на посадку раньше взлетевшего экипажа Семёнова, что привело к усложнению воздушной обстановки. Доклады экипажей о проходе траверза ДПРМ и выполнении 3-го разворота свидетельствовали об их сближении на интервал времени 1 минута 18секунд (вместо установленного 3 мин), т.к. экипаж Шалунова уклонился во внешнюю сторону "Б.К." до 6 км. РП и деж. штурман не приняли мер по предупреждению дальнейшего сближения. Не имея точных данных о положении самолётов, РП разрешил экипажу Шалунова после 3-го разворота занять высоту круга. Шалунов 3-й разворот выполнил в неустановленном месте, и, стремясь выйти в точку 4-го разворота, уменьшил курс на 10о. В районе 4-го разворота произошло столкновение самолётов. Причины:
1. Ошибочные и неправильные действия РП, плохое выполнение своих обязанностей лицами ГРП и обеспечения полётов.
2. Неудовлетворительное РСТО полётов.
3. Невыдерживание экипажем Шалунова установленного маршрута захода на посадку.
Летчик: зам. командира в/части по политчасти п/полковник Голубенко Ю.И., военный лётчик 1 класса. Этап и условия полёта: полёт на ПМВ после снижения, ночь, ПМУ. Обстоятельства и действия экипажа: экипаж выполнял полёт ночью в боевом порядке "поток" на ПМВ. Получив команду ведущего группы о занятии высоты 300 метров по давлению 757 мм.рт.ст., экипаж снизился и по данным МСПР выдерживал Н = 240 метров (Р = 760 мм.рт.ст.), при этом Нист = 67 - 85 метров. Предположительно, Голубенко ошибочно установил давление 767мм вместо заданного 757 мм, В результате чего его высотомер показывал высоту 360 - 370 метров. Стремясь занять заданную высоту, Голубенко начал снижение до Нпр = 300 метров без учёта аэродинамической поправки (50 метров), допустив при этом Vу=14,3 м/с. В процессе вывода из снижения самолёт коснулся земной поверхности и через 350 метров столкнулся с опорой ЛЭП. Самолёт разрушился, экипаж погиб. Причины:
1. КЭ при пилотировании самолёта на ПМВ радиовысотомер РВ-2 и сигнализатор опасной высоты не использовал, а штурман установил на своём высотомере давление площадки и от контроля за высотой полёта самоустранился.
2. Подполковник Голубенко был назначен командиром экипажа, в составе которого по маршрутам не летал, что является нарушением методических указаний.
3. Неудовлетворительное управление боевым порядком ведущим группы, который принял необоснованное решение на уменьшение высоты полёта с 500 до 300 метров.
Летчик: ПКК ст. лейтенант Батура, военный лётчикм 3 класса; инструктор.-летчик п/полковник Новосельцев. Этап и условия полёта: посадка, день, облачность 10 баллов, Ннго = 400 метров, видимость 1 км. дождь, грозовое положение. Обстоятельства и действия экипажа: экипаж выполнял вывозной полёт по кругу. При заходе на посадку попал в зону ливневых осадков и из-за ухудшения видимости ушёл на 2-й круг. В повторном заходе, в тех же метеоусловиях, после пролёта БПРМ, командир экипажа допустил уменьшение скорости снижения меньше установленной для данного полётного веса, что привело к грубому приземлению самолёта до ВПП и поломке подкоса правой ноги шасси. В момент удара о землю инструктор резко увеличил режим работы внутренних двигателей до 47° по УПРТ. Самолёт отделился от земли и произвёл вторичное грубое приземление на БВПП с высокого выравнивания с креном. В результате удара о ВПП была поломана правая нога шасси. Самолет опустился на правую консоль и сошёл с ВПП, при этом были повреждены воздушные винты З-го и 4-го двигателя. Причины:
1. Неудовлетворительная организация и руководство полётами:
- ГРП была не в полном составе;
- не организована доразведка погоды;
- выпуск в полёт экипажа без учёта метеообстановки;
- разрешение посадки при минимуме погоды ниже установленного для экипажа.
2. Ошибка командира экипажа в технике пилотирования.
3. Беспечность инструктора-лётчика и несвоевременное вмешательство в управление.
Летчик: командир отряда Ляндин А.М., военный лётчик 1 класса; инструктор-летчик п/полковник Лимаренко А.М. Этап и условия полёта: посадка: день, простые метеоусловия, заряды дождя. Обстоятельства и действия экипажа: при выполнении посадки, на выравнивании, на Н = 10 метров, V = 260км/ч самолет вошёл в зону дождя. В этот момент отказал стеклоочиститель левого лётчика, а частота работы стеклоочистителя правого лётчика не обеспечивала качественного очищения стекла. Иструктор отвлекал обучаемого от пилотирования самолёта непредусмотренными командами. Экипаж потерял контроль за положением самолёта, допустил высокое выравнивание, значительное левое скольжение и правый крен. Самолёт с перегрузкой 2,2 приземлился левее ВПП на 5 метров на правую тележку, при этом разрушился складывающийся подкос правой основной стойки.
На пробеге амортизационная стойка правой тележки шасси сложилась, и самолёт опустился на правую плоскость, повредив винт 4СУ, консоль крыла и низ фюзеляжа. Причины: неграмотные и безответственные действия инструктора-лётчика, выразившиеся в принятии решения на выполнение посадки при отсутствии видимости ВПП.