Летчик: командир аэ майор Родин, военный лётчик 1 класса. Этап и условия полёта: взлёт, облачность 10 баллов, Нн.кр.=500 метров, видимость -10км. Обстоятельства и действия экипажа: После отрыва самолёта отказал четвёртый двигатель, винт перешёл в режим авторотации. Экипаж с управлением не справился. Самолет накренился вправо и зацепил правой плоскостью за земляной бруствер, отбил часть плоскости, перевернулся и разрушился. Причины:
1. Отказ двигателя после отрыва и переход винта в режим авторотации.
2. Экипаж не справился с управлением самолёта.
Летчик: инструктор-лётчик полковник Гирко, военный лётчик 1 класса. Этап и условия: заруливание, день. Обстоятельства и действия экипажа: После выполнения полета КК заруливал на стоянку. Радиус разворота самолета рассчитал неверно и застрял в снегу. Для выруливания решил увеличить режим работы двигателей. Резко дал РУД, с управлением самолёта не справился и столкнулся с самолётом, стоявшим на стоянке. В результате неграмотных действий КК два самолёта были поломаны. Причины: Недисциплинированность КК, выразившаяся в нарушении требований Инструкции экипажу о порядке заруливания на стоянку.
Летчик: командир отряда майор Грибков, военный лётчик 1 класса . Этап и условия полета: посадка, день, СМУ. Обстоятельства и действия экипажа: Экипаж выполнял посадку на необозначенную ВПП с попутным ветром 13м/с. КЭ не учёл фактические условия на посадке. В результате этого самолёт приземлился в 950 метрах от начала ВПП, выкатился за её пределы и потерпел поломку. Причины:
1. Неграмотное решение руководителя полётов о выполнении посадки с попутным ветром.
2. Не учёт фактических условий на посадке командиром экипажа.
Летчик: командир отряда майор Левый А.К., военный лётчик 1 класса; инструктор-лётчик командир аэ майор Головаш, военный лётчик 1 класса. Этап и условия полёта: посадка, день, ПМУ. Обстоятельства и действия экипажа:
Экипаж выполнял контрольный полёт по кругу. При заходе на посадку после пролёта БПРМ КК вместо уборки РУД внутренних двигателей, ошибочно убрал за проходную защёлку РУД 1-го и 2-го двигателей. Инструктор-лётчик с опозданием вмешался в управление, переместив РУД обоих двигателей вперёд. С Н=10-15 м самолёт увеличил угол снижения и накренился влево, на удалении 230 м до ВПП ударился о землю левой плоскостью. При дальнейшем движении самолёт разрушился и сгорел. Причины:
1. Ошибка КК, выразившаяся в неправильной работе РУД на посадке.
2. Беспечность инструктора-лётчика, несвоевременное вмешательство в управление.
3. Сопутствующей причиной аварии явилось то, что на сам. АН-12 первых серий РУД всех двигателей были одинаковы по высоте.
Летчик: командир аэ майор Кукса, военный лётчик 1 класса. Этап и условия: руление, день. Обстоятельства и действия экипажа: Экипаж выполнил нормальную посадку на БВПП. После сруливания с ВПП командир экипажа дал команду ПКК "Закрылки убрать!". ПКК ошибочно вместо закрылков убрал шасси. Самолёт опустился на фюзеляж и потерпел поломку. Причины:
1. Ошибка ПКК в эксплуатации авиационной техники.
2. Отсутствие взаимного контроля в экипаже.
Летчик: командир корабля капитан Медведев, военный лётчик 2 класса. Этап и условия полёта: посадка, ночь, ПМУ. Обстоятельства и действия экипажа: на предпосадочном снижении до высоты выравнивания КК убрал РУД за проходную защёлку. Самолёт увеличил вертикальную скорость снижения и приземлился в 360 метрах до начала ВПП с последующим отделением. КК увеличил режим работы двигателей до взлётного и выполнил уход на второй круг. В результате удара о грунт были повреждены шасси. Причины: грубое нарушение требований Инструкции экипажу командиром корабля, выразившееся в уборке РУД за проходную защёлку на предпосадочном снижении.
Летчик: командир отряда майор Калтыгин, военный лётчик 1 класса. Обстоятельства и действия экипажа: Экипаж выполнял задание по перевозке груза. При выполнении посадкики на аэр. Асуан КК не выдержал режим предпосадочного снижения и допустил низкое выравнивание, в результате удара в торец ВПП были повреждены стойки основных ног шасси. Экипаж ушёл на 2-й круг, набрал высоту, выбросил груз над пустыней и произвёл посадку с подломанными шасси на аэр. Алмаза. Причины: ошибка в технике пилотирования, выразившаяся в невыдерживанни режима предпосадочного снижения и низком выравнивании.
Летчик: командир отряда капитан Галушко, военный летчик 2 класса. Этап и условия полёта: предпосадочное снижение, ночь, Нн.кр.=130-150 м., видимость 1,5-2 км. Обстоятельства и действия экипажа: экипаж выполнял заход на посадку ночью при минимуме погоды. После прохода ДПРМ КК, пытаясь увидеть ВПП и выйти под облака, увеличил вертикальную скорость снижения, отвлёк внимание от приборов и потерял представление о высоте полёта. Самолёт упал, не долетая до БПРМ. Причины:
1. Недисциплинированность КК и отсутствие взаимного контроля в экипаже.
2. Бездеятельность ПКК, который лишь напоминал о большом снижении.
3. Нездоровые отношения в экипаже.
4. Неграмотное действие РП, который разрешил посадку при метеоусловиях, не соответствующих уровню подготовки экипажа.
Летчик: командир отряда капитан Гамидов, военный лётчик 1 класса. Этап и условия полёта: заход на посадку, день, СМУ. Обстоятельства и действия экипажа: экипаж выполнял заход на посадку в сложных метеоусловиях, по неустановленной схеме снижения. После прохода ДПРМ экипаж взял курс для выхода в район З-го разворота, неправильно учёл ветер, путевую скорость, снизился раньше времени и столкнулся с сопкой. Причины: ошибка в расчете захода на посадку по неустановленной схеме. Недостатки в организации и управлении полетами:
- неудовлетворительная подготовка экипажа к перелёту;
- нарушение установленной схемы захода на посадку в СМУ;
- нечеткая постановка задачи экипажу на перелёт.
Летчик: командир отряда майор Петров, военный лётчик 1 класса. Этап и условия полёта: посадка, день, ПМУ. Обстоятельства и действия экипажа: при выполнении посадки КК преждевременно убрал РУД внутренних двигателей за проходную защелку. Самолёт резко снизился. В результате удара в торец ВПП были повреждены шасси и фюзеляж. Причины:
1. Не учёт фактических условий при выполнении посадки.
2. Неграмотная работа РУД.
Летчик: командир корабля капитан Белозерцев, военный летчик 1 класса. Этап и условия полёта: посадка, день, ПМУ. Обстоятельства и действия экипажа: выполняя посадку в условиях высоких температур, КК преждевременно убрал РУД внутренних двигателей за проходную защёлку, что привело к увеличению вертикальной скорости снижения. В результате удара в торец ВПП были повреждены шасси. Причины:
1. КК не учёл фактические условия посадки.
2. Нарушение методики работы с РУД при выполнении посадки.
Летчик: командир эскадрильи подполковник Кукса, военный лётчик 1 класса. Этап и условия полёта: район аэродрома, ночь, СМУ. Обстоятельства и действия экипажа: экипаж выполнял полёт на десантирование с 5 мин интервалом между самолетами на одной высоте. За экипажем Куксы вылетел экипаж Ерошина. Штурман экипажа Куксы увлёкся калибровкой РБП-3 и вместо 3-х минут от траверза прошёл 5 минут, принял за начало 3-го разворота другой РЛО. Это привело к тому, что экипаж Куксы оказался сзади экипажа Ерошина. Слушая р/обмен, Кукса решил, что Ерошин его догоняет, и увеличил скорость, в результате чего догнал самолёт Ерошина и столкнулся с ним. В результате столкновения Кукса был убит пушками кормовой установки, ПКК покинул самолёт с парашютом, остальные члены экипажа погибли. Причины:
1. Невыдерживание маршрута полёта на десантирование экипажем Куксы и отсутствие контроля за действиями штурмана.
2. Неудовлетворительная организация и управление полётами. Плохой контроль за летающими самолётами лицами ГРП, управление всеми экипажами на одном канале. Полёты на десантирование выполнялись по правой, а заход на посадку - по левой коробочке.
Летчик: командир корабля капитан Путин, военный лётчик 1 класса. Этап и условия полёта: снижение перед НБП, ночь, СМУ. Обстоятельства и действия экипажа: экипаж, выполняя полёт на десантирование, после разворота на НБП уклонился влево от заданного маршрута, преждевременно приступил к снижению с вертикальной скоростью 10 м/с и столкнулся с вершиной главного Кавказского хребта. Причина:
1. Недостатки в организации и руководстве полётами:
- неправильный выбор рубежа начала снижения;
-самовольное изменение командиром аэ и штурманом аэ вертикальной скорости снижения до 10 м/с при заданной 5 м/с; - неудовлетворительная подготовка экипажа к полёту.
2. Ошибка экипажа в выдерживании линии пути и определении рубежа начала снижения.
Летчик: командир аэ п/полковник Шапавал А.И., военный лётчик 1 класса. Этап и условия полёта: набор высоты, ночь, СМУ, видимость 2 км, дождь. Обстоятельства и действия экипажа: экипаж выполнял взлёт ночью в сложных метеоусловиях. После уборки шасси на высоте 15-20 метров командир экипажа почувствовал, что самолёт разворачивается влево. Б/техник доложил об отказе 1-го двигателя. После этого через короткие промежутки времени отказали 4-й, 2-й и 3-й двигатели. Винты автоматически зафлюгировались. Экипаж произвёл вынужденную посадку перед ДПРМ с убранными шасси, проявив при этом выдержку и самообладание. Самолёт потерпел поломку. Причина: конструктивно-производственный недостаток - воздушная пробка в топливной системе.
Летчик: командир в/ч 21838 генерал-майор Зайцев, военным лётчиком 1 класса. Этап и условия полёта: посадка, ночь, облачность 10 баллов, Нн.кр.=100 м, видимость 2км. Обстоятельства и действия экипажа: экипаж выполнял заход па посадку в СМУ. В первом заходе КК ушёл на второй круг и предупредил, что посадку будет выполнять с закрылками, выпущенными на 25о. После четвёртого разворота ПКК команду о выпуске закрылков на 25о не воспринял и закрылки не выпустил, а ст. бортехник механически повторил "Закрылки 25". После прохода БПРМ КК уменьшил скорость до 260км/ч, что привело к снижению самолёта. Пытаясь парировать снижение, он отклонил штурвал "на себя". Это привело к увеличению Vу. Самолёт приземлился в 340 метрах после БПРМ, отскочил, пролетел 60 метров и на пробеге разрушился. Причины: Недостатки в управлении полётами:
1. РП разрешил посадку при метеоусловиях ниже минимума экипажа;
2. Бездеятельность РП, который только предупреждал: "Не снижайтесь" и не дал команду об уходе на второй круг.
3. Неудовлетворительное управление экипажем.
4. Ошибка в эксплуатации а/т.
Летчик: командир отряда капитан Сидоров, военный лётчик 1 класса. Этап и условия полёта: предпосадочное снижение, день, Ннго=320 метров, видимость 3-4 км, в облаках обледенение. Обстоятельства и действия экипажа: при заходе на посадку после прохода ДПРМ связь с экипажем прекратилась. Самолет перешёл на снижение и столкнулся с землей под углом 30о. Причины:
1. Довыпуск закрылков при обледеневшем стабилизаторе.
2. Потеря продольной управляемости самолёта.
Летчик: командир отряда майор Токарев, военный лётчик 1 класса. Этап и условия полёта: заход на посадку, ночь, ПМУ. Обстоятельства и действия экипажа: после взлёта экипаж заметил уменьшение количества масла в маслобаке 4-й СУ и одновременное падение давления масла в двигателе. При флюгировании от кнопки КФЛ винт во флюгер не вошёл. Перед заходом на посадку экипаж пытался зафлюгировать винт краном гидроостанова, но винт во флюгер не вошёл и продолжил авторотировать с оборотами 40-60%, создавая большую отрицательную тягу. При выполнении правого разворота усилий лётчиков для удержания самолёта в горизонтальном полёте не хватило. Самолёт перешёл на снижение с правым креном и столкнулся с землёй. Причины:
1. Конструктивно-производственный недостаток - разрыв шланга флюгирования воздушного винта 4-й СУ.
2. Запоздалое флюгирование винта краном гидроостанова.
Летчик: командир корабля капитан Дрюк, военный лётчик 2-го класса. Этап и условия полёта: посадка, ночь, ПМУ. Обстоятельства и действия экипажа: экипаж выполнял полёт ночью. На взлёте ст. б/техник не выполнил команду командира экипажа о постановке воздушных винтов па упор. После напоминания поставил на упор винты только внешних двигателей. Командир экипажа, не убедившись в постановке винтов на упор, выполнил взлёт. При выполнении посадки, после уборки РУД внутренних двигателей за проходную защёлку, самолёт приземлился с большой вертикальной скоростью и потерпел поломку. Причины:
1. Ошибка экипажа в эксплуатации а/техники.
2. Отсутствие контроля со стороны командира экипажа за действиями ст. б/техника.
Летчик: командир отряда майор Казаков, военный лётчик 1 класса. Этап и условия полёта: взлет, ночь, ПМУ. Обстоятельства и действия экипажа: экипаж выполнял задание по перевозке личного состава и грузов. Через одну минуту после отрыва в процессе уборки закрылков самолёт плавно перешёл на снижение, сбил бетонный столб с сигнальным огнём, упал в овраг и взорвался. Причина: ошибка в технике пилотирования. Экипаж не выдержал заданную траекторию полёта в момент уборки закрылков и допустил снижение самолета. Возможно изменение центровки самолета за счёт перехода людей в кабину сопровождающих.
Летчик: командир корабля капитан Цыба, военный лётчик 3 класса. Этап и условия полёта: взлет, день, облачностъ 10 баллов, Ннго=200м, видимость 2 км. Обстоятельства и действия экипажа: экипаж выполнял тренировочный полёт по БК с заходом на посадку по системе ОСП. Не долетая до 1-го разворота, на Н=200-220 метров, самолет вошёл в левую спираль с креном >30о с Vу=10м/сек. Развернувшись влево на 111о, самолёт столкнулся с землёй и взорвался. Полёт продолжался 1 минуту 55 секунд. Никаких докладов от экипажа не поступало. Причины:
1. Истинная причина катастрофы не установлена.
2. Предположительной причиной является удар крупной птицы в лобовое стекло кабины летчиков. Это привело к тому, что оба лётчика не смогли управлять самолётом.
3. Отмечена плохая организация и руководство полётами. Никто из лиц ГРП не видел падения взлетевшего самолёта. Орнитологическая обстановка не контролировалась.
Летчик: командир корабля капитан Петрушин, военный лётчик 2 класса. Обстоятельства и действия экипажа: командир экипажа, выполняя заход на посадку в условиях ограниченной видимости, вышел левее осевой линии ВПП, визуального контакта с полосой не установил и выполнил посадку в снег глубиной 50-60 см. Самолёт потерпел поломку. Причина: недисциплинированность командира экипажа, выразившаяся в нарушении требований НПП о прекращении снижения и уходе на второй круг в случае, если к моменту достижения высоты своего минимума он не установил надёжного визуального контакта с земными ориентирами.
Летчик: командир отряда майор Чаленко, военный лётчик 1 класса. Этап и условия полёта: посадка, день, ПМУ. Обстоятельства и действия экипажа: командир экипажа самовольно посадил на левое сидение своего помощника и разрешил ему выполнять полёт. Помощник командира корабля допустил низкое выравнивание и задел за бруствер снега перед ВПП. Командир экипажа ошибку помощника командира корабля своевременно не исправил. Самолёт потерпел поломку. Причина: недисциплинированность командира экипажа, выразившаяся в самовольном изменении полётного задания.
Летчик: командир корабля капитан Жбанков, военный лётчик 2 класса. Этап и условия полёта: разбег, день, облачностъ 10 баллов, Ннго=500 м, видимость10км. Обстоятельства и действия экипажа: после выруливания на линию исполнительного старта командир корабля поставил самолёт на стояночный тормоз. После получения разрешения на взлёт командир корабля начал разбег, не сняв самолёт со стояночного тормоза. Самолёт начал движение по заснеженной ВПП с заторможенными колёсами. Во второй половине разбега начали разрушаться пневматики шасси. Экипаж прекратил взлёт поздно. Самолет выкатился за пределы ВПП и повредил правую стойку шасси. Самолёт опустился на правую плоскость, в результате чего возник пожар на четвёртом двигателе, который экипажу удалось погасить. Причины:
1. Нарушение Инструкции экипажа командиром корабля.
2. Отсутствие взаимного контроля в экипаже.
Летчик: командир отряда майор Шумаков, военный лётчик 1 класса. Этап и условия полёта: пробег, ночь, ПМУ. Обстоятельства: экипаж выполнил нормальную посадку. В процессе пробега сложилась правая нога шасси. Самолёт потерпел поломку. Причина: конструктивно-производственный недостаток - обрыв ушка крепления подкоса правой стойки шасси.
Летчик: командир в/ч 18298 п/полковник Рахманович, военный лётчик 1 класса. Этап и условия полёта: пробег, день, СМУ. Обстоятельства и действия экипажа: экипаж произвёл нормальную посадку. В процессе пробега подломилась правая нога шасси. Самолёт потерпел поломку. Причина: конструктивно-производственный недостаток - обрыв узла крепления подкоса к амортизационной стоике шасси.
Летчик: командир отряда майор Игошин, военный лётчик 1класса. Этап и условия полёта: посадка, день, ПМУ.
Обстоятельства и действия экипажа: командир экипажа выполнил посадку с перелётом 600 метров. Опасаясь встречи со снежным бруствером, отвернул влево. При движении по глубокому снегу был повреждён фюзеляж самолёта. Причины:
1. Ошибка в технике пилотирования командира экипажа, допустившего перелёт 600м.
2. Недостатки в организации полётов - не убраны брустверы снега.
Летчик: зам. командира аэ майор Щенников, военный лётчик 1 класса. Этап и условия полёта: посадка, день, ПМУ. Обстоятельства и действия экипажа: экипаж производил заход на посадку на полосу, очищенную от снега. После выхода под облака и прохода БПРМ экипаж полосу не увидел. Командир экипажа принял неграмотное решение на выполнение посадки и произвел приземление правее ВПП 40 метров в снег глубиной 80 см. Самолет потерпел поломку. Причины:
1. Неграмотное решение КК на выполнение посадки.
2. Бездействие группы руководства полётами.
Летчик: командир корабля капитан Якушенко, военный лётчик 1 класса. Этап и условия полёта: посадка, день, облачность 8-10 баллов, Ннго=100 метров, видимость 1000 метров, ветер в правый борт 8-10 м/с. Обстоятельства и действия экипажа: к моменту прихода группы, метеоусловия на аэродроме посадки ухудшились. Экипаж, выполняя заход на посадку, прошел БПРМ с ошибкой в курсе. КК увлёкся заходом на посадку по направлению и со сносом не боролся. После исправления ошибки произвел посадку на БВПП со сносом и поломал левую основную стойку шасси. Причины:
1. Утрата навыков КК в посадках при боковом ветре и недисциплинир., выразившаяся в посадке ниже установлен. минимума.
2. Недостатки в управлении полётами - разрешение посадки экипажу ниже УМП.
3. Недостатки в метеорологическом обеспечении полётов - плохой анализ погоды.
Летчик: командир корабля капитан Шатковский, военный летчик 1 класса. Этап и условия полёта: взлет, день облачность 10 баллов, Ннго=100 метров, видимость 1,5 км, ветер встречный 1 м/с, Весвзл - 61 т. Обстоятельства и действия экипажа: экипаж выполнял задание по перевозке груза. После взлёта и набора высоты 150 метров самолет перешёл на снижение. С креном 70о на скорости 215 км/ч самолет столкнулся с землёй и разрушился. Причины: записей средств объективного контроля не имеется. Причина катастрофы не установлена.
Летчик: зам. командира аэ майор Лебедев, военный лётчик 1 класса. Этап и условия полёта: посадка, ночь, ПМУ, ВПП не освещена прожекторами. Обстоятельства и действия экипажа: после прохода БПРМ КК увеличил Vу до 8 м/с и, снизившись до Н = 5 метров, потерял огни, обозначающие начало ВПП (ТНВ). Самолет ударился основными шасси в снежный бруствер в 105 метрах до начала ВПП, отделился и приземлился на ВПП на удалении 350 метров от ее начала. В момент приземления сработала звуковая сигнализация: "Шасси убраны*. На пробеге началась тряска и кренение самолета на правую плоскость. КК увеличил режим работы двигателей до взлётного и произвёл взлёт. Экипаж в полёте обнаружил разрушение подкоса амортизационной стойки шасси. Посадка произведена на ГВПП с выпущенными шасси. Причины:
1. Грубая ошибка в технике пилотирования. Невыдерживание КК режима предпосадочного снижения и отвлечение внимания от пилотирования сам. на поиск входных огней ВПП.
2. Плохая подготовка концевой полосы безопасности.
Летчик: командир отряда майор Удачин В.П., военный лётчик 1 класс. Этап и условия полета: посадка, день, ПМУ. Обстоятельства и действия экипажа: при выполнении задания по десантированию посадочным способом СУ-85 во время пробега самолета после опускания передней ноги шасси произошёл взрыв в отсеке передней ноги и на самолете возник пожар, пламя которого интенсивно распространилось в кабину экипажа и расчёта. Передняя нога шасси самопроизвольно сложилась, самолет опустился на носовую часть фюзеляжа и выкатился за пределы ВПП. Причины:
1. Пожар возник из-за взрыва амортизатора передней стойки шасси, приведшего к разрушению трубопроводов гидросистемы и воспламенению вытекающей под давлением жидкости АМГ-10.
2. Зарядка амортизатора некачественным газообразным азотом, содержащим до 38% кислорода вместо допустимого 1%.
3. Несовершенство технологического процесса получения газообразного азота и системы контроля за качеством газа на заводах промышленности.
Летчик: майор Виноградов, военнный лётчик 1 класса, инструктор полковник Дурыманов А.В., военный лётчик 1класса. Этап и условия полёта: взлет, ночь, безоблачно, видимость 10 км, Р=755, t=+12.4 Обстоятельства и действия экипажа: после взлёта в режиме набора на высоте 150 метров одновременно выключились все четыре двигателя, винты которых автоматически зафлюгировались, выключилось электропитание и погасло освещение приборов. Экипаж произвёл вынужденную посадку в темноте с убранными шасси в трёх километрах по курсу взлёта. При ударе о землю самолёт разрушился.
Ст. б/техник ст. лейтенант Борискин М.П., выполняя команду КК "фары убрать", ошибочно, вместо переключателей фар перевёл переключатели пожарных кранов в положение "Закрыто". Ошибочным действиям ст. б/техника способствовало близкое расположение переключателей фар и переключателей пожарных кранов на самолёте АН-12УД. Причины:
1. Неудовлетворительная организация и проведение перелёта командованием в/ч55685.
2. Безответственное отношение к своим обязанностям в полёте ст. б/техника ст. лейтенанта Борискина М.П.
Летчик: командир отряда капитан Захаров, военный лётчик 1 класса. Этап и условия полёта: пробег, день, ПМУ. Обстоятельства и действия экипажа: во время пробега после посадки сложилась правая нога шасси. Командир экипажа удерживал самолёт от касания о землю около 300м, дал команду зафлюгировать винт 4 СУ и применить систему пожаротушения. Самолёт плавно опустился на правое крыло и выкатился за ВПП на 80 метров. Причина: конструктивно-производственный недостаток. Обрыв ушка крепления переднего подкоса основной правой ноги шасси.
Летчик: командир отряда капитан Копалин, военный лётчик 1 класса. Этап и условия полёта: посадка, ночь, ПМУ. Обстоятельства и действия экипажа: экипаж выполнял полёт в боевом порядке "поток" с t=1мин. Посадку выполнил с большим перелётом (1000 метров от начала ВПП) торможение применил поздно. В результате чего догнал ранее севший самолет майора Назайкина, столкнулся с ним, повредив при этом левую консоль, и сошёл на грунт. В результате столкновения была повреждена правая консоль на самолете майора Назайкнна. Причины:
1. Недостаточная морально-психологическая подготовка капитана Копалина.
2. Грубая ошибка в технике пилотирования. Несвоевременные и неграмотные действия КК в усложнённой обстановке.
Летчик: командир корабля ст. лейтенант Подгорнов, военный лётчик 2 класса. Этап и условия полёта: посадка, ночь, облачно 8 - 10 баллов, Ннго=400 метров, гроза, ливень и дождь, вид. 1,5-2 км, без ночного старта. Обстоятельства и действия экипажа: аэродром не оборудован ночным стартом и приводной радиостанцией в створе ВПП. Заход на посадку экипаж выполнял по командам РП. ВПП обозначалась серией сигнальных ракет. Перед выравниванием летчики были ослеплены сильным разрядом молнии и произвели приземление в конце аэродрома левее 100 метров от ВПП. Пробежав 700 метров, самолёт столкнулся с деревьями и потерпел аварию. Причины:
1. Постановка непосильной задачи экипажу.
2. Ослепление экипажа разрядом молнии.
3. Неправильное решение РП на посадку самолёта в сложившихся условиях.
Летчик: командир корабля капитан Набок, военный лётчик 2 класса. Этап и условия полёта: маневр на посадку, день, ПМУ. Обстоятельства и действия экипажа: после пролета ДПРМ, находясь в прямолинейном полёте в режиме снижения с выпущенными шасси и закрылками, перед началом расчётного разворота сам. перешёл в крутое снижение и стал крениться вправо. За 4 СУ был виден чёрный дым. Через несколько секунд самолет ударился в склон крутой возвышенности с правым креном 45о, взорвался и сгорел. Причина: переход 4 СУ в режим авторотации на малой высоте в неблагоприятных условиях-шасси и закрылки выпущены, скорость полета 320-350 км /ч. Система автоматического флюгирования винта не сработала. Переход 4СУ в режим авторотации произошел вследствие разрушения одного из топливопроводов в результате обстрела с земли.