АВИАКАТАСТРОФЫ
Меню сайта
Поиск
Форма входа


Авиаистория в книгах

0
Главная » Файлы » Вертолеты

Катастрофа вертолета HUGHES 369 HS № D-HDWM 08 августа 2010 года
06.10.2011, 23:00
Катастрофа вертолета HUGHES 369 HS № D-HDWM 08 августа 2010 года

В период 06-08 августа 2010 г. на аэродроме Боровая (ДОСААФ) проводились международные соревнования по вертолетному спорту «Открытый Кубок СНГ-2010», с участием команд из Великобритании, Республики Беларусь, Российской Федерации и Федеративной Республики Германия.


Участие в соревнованиях по вертолетному спорту «Открытый Кубок СНГ-2010» 74-летнего пилота из ФРГ Гюнтера Зиммера (Gunter Zimmer), члена Германского клуба вертолетного спорта (начал заниматься вертолетным спортом в 1961 году), осуществлялось в соответствии с приглашением Белорусской Федерации авиационного спорта. На основании приказа председателя центрального совета ДОСААФ пилот ФРГ был допущен к выполнению полетов 4-9 августа 2010 г. на аэродроме Боровая на период проведения вышеназванных соревнований.

Пилот прибыл в Республику Беларусь в ночь с 03.08.2010 на 04.08.2010 на автомобиле. На прицепе к автомобилю он доставил вечером 04.08.2010 (около 15.00 UTC) на аэродром Боровая принадлежащий ему вертолет типа HUGHES 369 HS, регистрационный номер D-НDWM, с демонтированными лопастями несущего винта вертолета. Вместе с пилотом прибыла группа сопровождения (пилот-оператор и менеджер).

Утром 05 августа 2010 г. лопасти несущего винта были установлены на вертолет самим пилотом, имеющим допуск к оперативному техническому обслуживанию вертолета, в том числе к демонтажу и монтажу лопастей несущего винта, с оказанием помощи со стороны группы сопровождения. Отчетная документация о проведенных работах отсутствует. Вертолет был облетан пилотом 05.08.2010 в течение 30 минут.

Плановые таблицы полетов на 07 и 08 августа 2010 г. были разработаны в ЦАК ДОСААФ 06.08.2010. Плановая таблица на 08 августа была уточнена 07 августа после проведения жеребьевки и доведена летному составу, участвующему в соревнованиях. Задача на полеты 07 и 08 августа 2010 г. была поставлена в соответствии с Программой международных соревнований по вертолетному спорту «Открытый Кубок СНГ-2010», начальником ЦАК ДОСААФ 06 августа 2010 г. в устной и письменной форме с регистрацией на средства объективного контроля.

Подготовка к выполнению полетов пилота проводилась в ФРГ. Предварительная подготовка к полетам на 7 и 8 августа 2010 г. проводилась 06 августа 2010 г., с 07.00 до 15.00. Кроме того, 08 августа 2010 г., после проведения жеребьевки, экипаж готовился самостоятельно в помещении штаба ЦАК ДОСААФ и непосредственно у вертолета. Предварительная подготовка включала в себя постановку задачи на полеты (руководящему, летному составу, лицам, входящих в состав ГРП и группы обеспечения полетами), самостоятельную подготовку и контроль готовности.

Предполетная подготовка пилотов-спортсменов была проведена 08 августа и включала в себя медицинский осмотр с 05.00 до 06.00, предполетные указания в период с 06.30 до 06.45. Самостоятельная подготовка проводилась непосредственно перед полетами у вертолетов.

Руководство полетами осуществлялось с пункта управления полетами ЦАК ДОСААФ.

08 августа 2010 г. экипаж в составе КВС и пилота-оператора, гражданина ФРГ, в 09.55 выполнили один полет по программе соревнований на навигацию продолжительностью 30 минут. Взлет произвели согласно плановой таблицы. Полет прошел в штатном режиме. По завершении программы соревнований, по заявке команды Федеративной Республики Германия, пилотом вертолета HUGHES 369 HS выполнялся показательный пилотаж.

В полете после взлета предусматривалось выполнить:
- разворот влево вокруг оси на левой лыже;
- «воронка» хвостом вперед;
- «воронка»;
разгон скорости - горка с «поворотом на горке» влево;
- пикирование - набор высоты;
- разгон скорости для ввода в петлю - петля;
- разворот влево в горизонтальной плоскости;
- разгон скорости для ввода в петлю - петля;
- разгон скорости - горка с «поворотом на горке» влево;
- разгон скорости - горка с «поворотом на горке» вправо;
- висение с вертикальным набором и потерей высоты попеременно;
- разгон скорости - горка с «поворотом на горке» влево;
- разгон скорости - горка с «поворотом на горке» вправо;
- заход на посадку,
- посадкa.

По команде руководителя полетами пилот в 12.46 произвел взлет и после зависания, подлета к месту начала показа выполнил:
- на высоте 10-15 метров «малую воронку» влево;
- на высоте 20-25 метров «большую воронку» влево;
- 4 горизонтальных разворота вокруг вертикальной оси со смещением в сторону ВПП;
- полет хвостом вперед с левым разворотом на 270 в конце фигуры;
- разгон скорости с выполнением левого разворота с незначительным набором высоты и выходом на северо-западный край ВПП.

Затем пилот продолжил разгон скорости с курсом полета 310-320° на пологом снижении до высоты 10-15 метров, после чего энергично выполнил фигуру в наклонной плоскости, с правым креном около 20°, близкую к полупетле, с набором высоты до 70-80 метров.

В верхней точке фигуры вертолет находился в перевернутом положении с креном около 30°. После падения скорости до околонулевых значений вертолет опустил нос и вошел в отвесное пикирование с одновременным разворотом влево на угол около 90°.

После пикирования в течение одной секунды, на высоте 40-35 метров, пилот предпринял попытку вывести вертолет в горизонтальный полет, однако вертолет продолжал снижаться с большой вертикальной скоростью. На высоте 8-6 метров дополнительным взятием ручки управления на себя пилот создал вертолету посадочное положение.

Несмотря на предпринятые действия, большая вертикальная скорость снижения вертолета изменилась незначительно, в результате чего вертолет в 12 часов 47 минут 38 секунд столкнулся с землей, загорелся и в процессе перемещения по земле полностью разрушился. Пилот вертолета погиб. Пожар на месте падения вертолета был потушен силами пожарной команды. Ущерба другим объектам и третьим лицам нет.

Видео момента катастрофы

Вывод:
Результаты исследования элементов конструкции вертолета, двигателя и их систем, расположения обломков, а также динамический характер механических повреждений вертолета свидетельствуют о том, что вертолет, двигатель и их системы были работоспособны в полете, вертолет разрушился и загорелся в результате столкновения с земной поверхностью.

Причиной авиационного происшествия с вертолетом HUGHES 369 HS D-HDWM явилась ошибка в технике пилотирования пилота вертолета, приведшая к столкновению вертолета с земной поверхностью, вследствие сочетания следующих неблагоприятных факторов:
- не учет пилотом повышенной температуры воздуха, оказавшей влияние на аэродинамические характеристики несущего винта и тяговые характеристики двигателя;
- ошибочные действия пилота при выполнении фигуры пилотажа в вертикальной плоскости;
- возможное попадание вертолета в режим «вихревого кольца» на нисходящей части траектории фигуры пилотажа.

Полный отчет о расследовании можно прочитать здесь.

Категория: Вертолеты | Добавил: aviacrash
Просмотров: 3288 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 131
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Авиамузей

    Copyright Сергей Коньков © 2024