АВИАКАТАСТРОФЫ
Меню сайта
Поиск
Форма входа


Авиаистория в книгах

0
Главная » Файлы » Военная авиация

Катастрофа самолёта Су-27УБ 27 июля 2002 года
08.12.2011, 15:18
Катастрофа самолёта Су-27УБ 27 июля 2002 года

Субботним утром в Львове через гостеприимно распахнутые ворота армейского аэродрома валом валил народ. Особенно радовались дети: родители им обещали, что они смогут посидеть в настоящих самолетах!

Первым в небе появился Ан-2: его полет открыл авиашоу, посвященное 60-летию 14-го авиакорпуса, чей штаб дислоцируется во Львове. Трудяга-“кукурузник”, делая круги над взлетно-посадочной полосой (ВПП) аэропорта, сбрасывал парашютистов. Затем перед трибуной показали фигуры высшего пилотажа два спортивных Як-52. Но все ожидают появления настоящих боевых машин, полеты которых были обещаны в программе.

И вот диктор сообщает, что истребитель Су-27УБ, вылетевший с места дислокации в поселке Озерном Житомирской области, уже на подходе к Львову.

Взоры почти семи тысяч львовян и приезжих обратились к кромке ВПП, откуда должен появиться самолет. Рокот мощных турбин заглушает голос диктора, рассказывающего о технических характеристиках “сухаря” (так пилоты и техники называют машины конструкции КБ имени Сухого).

Сверкая фюзеляжем и крыльями, “сухарь” на малой высоте проносится над ВПП перед трибуной.

– Папа, папа! – орет малыш, усевшийся на плечах отца. – Он такой, как у нас в компьютере!

Тем временем шум двигателей превращается в громовой рокот, и “сухарь” задирает нос кверху, стремительно набирая высоту, затем заваливается на бок, выполняя фигуру высшего пилотажа - бочку. После разворачивается и переходит в крутое пике, снова приближаясь к летному полю.

Ниже, ниже!.. “Асы летчики!” - мелькает мысль у меня. В паре метров над корпусами Львовского авиаремонтного завода пролетели! Зрители залихватски захлопали.

Но что это?

Самолет продолжает снижаться. Я понимаю, что пора выводить машину из пике.

А дальше все развивалось так невероятно, что я просто остолбенел: не мерещится ли мне этот кошмар?

Самолет, всколыхнув или - чиркнув - я не понял! - кроны высоких тополей, растущих по краю территории авиаремонтного завода, несся уже над рулежными бетонными дорожками, ведущими к проходной предприятия, и продолжал терять высоту! Зрители - все еще думали, что это такой трюк.

А истребитель" чиркнул крылом по Ил-76, стоявшему на площадке для осмотра и открытому для всех желающих. Звука удара я не услышал, но вокруг брызнули осколки. Позже мне сказали, что в этот момент в кабине “Ила” находились несколько зрителей с детьми, трудно даже представить, что они пережили.

Дальше началось самое страшное... Истребитель на брюхе стремительно пополз по бетонной полосе, где толпились люди. Страшный крик, все вмиг поняли; это летит смерть!

Я вижу, как над разваливающимся уже на куски самолетом вспыхнули купола двух парашютов.

А истребитель, “пропахав” бетонную дорожку, выскочил на травяное поле, все, разваливаясь и разваливаясь...

Потом - пламя, черный дым. На нас пыхнуло жаром, как из доменной печи. Началась паника…

Кажется, первыми оценили ситуацию пожарные - красные машины мгновенно появились возле огня, в пламя ударили струи воды.

Еще не соображая, что делаю, я побежал к месту, которое пропахал упавший самолет. Сработала мысль - раз машина распалась на куски, и все горит, взрыва не должно быть, баки развалились, топливо вытекло.

То, что увидел, наверное, никогда не удастся забыть.

Всюду лежат тела, течет кровь. Вокруг стояли те, кто сумел подняться на ноги. Окровавленные головы, руки, ноги... Здесь же лежал один парашют, второй невдалеке зацепился за телеграфный столб. Рядом - шлемы летчиков и еще какие-то вещи.

Навстречу мне, шатаясь, идет мужчина в какой-то необычной одежде. Читаю на нашивке - Юрий Егоров. Не сразу соображаю, что это один из летчиков, пилотировавших злополучный истребитель. Его подхватывают под руки, чтобы не упал, уводят в сторону. Позже я узнал, что оба летчика (второй - Владимир Топонарь) из-за аварийного катапультирования получили серьезные травмы позвоночников.

Три “Скорые” уже подъехали к месту падения самолета.

“Ожил” микрофон, стоящий где-то у ведущих шоу или на трибуне, я не понял. Десятки людей вырывают его друг у друга, кричат: “Петя!… Миша!... Славик!… “Мама, папа возле трибуны, ты где? Подойди сюда!..”

...А через минуты военные и милиционеры уже живой цепью оттесняли мечущуюся толпу от места смертельного падения истребителя.






Весть о трагедии молнией пронеслась по Львову. До конца дня и всю ночь возле летного поля толпился народ. Сюда примчались и те, чьих детей, родных попросту не было. На поле уже никого не пускали. Ситуация осложнялась тем, что у многих погибших и пострадавших при себе не было никаких документов. К тому же “Скорые” развезли людей в четыре больницы.

Пожалуй, еще никогда львовская телефонная сеть не переживала такого шквала звонков. Вопрос был один: “У вас все живы?”

У станции переливания крови образовалась длиннющая очередь. Люди очень сердились, что на приеме мало врачей, приходится долго ждать, чтобы сдать кровь. "Я еще не видел такого, – рассказывает врач реанимационного отделения Львовской больницы скорой помощи Василий Иванюшко. К нам сразу доставили 14 человек в тяжелейшем состоянии с черепно-мозговыми травмами, израненными конечностями, телами. Их пришлось вытаскивать буквально с того света. увы; двоих так и не удалось спасти – мальчика-подростка и женщину лет 45. Кстати, лишь двое из наших пациентов, когда пришли в сознание, смогли вспомнить свои фамилии.

И в воскресенье, и в понедельник во Львове возле больниц, городского морга толпились люди, пытающиеся узнать, нет ли среди пострадавших и погибших их родных знакомых. Получить такую информацию было непросто. Ведь самолет при падении изувечил многих погибших до неузнаваемости.

Страшная трагедия обрушилась на семью прапорщика Владимира Сербина из Львова. Он пришел посмотреть шоу вместе с сыновьями - шестилетним Ростиславом и восьмилетним Юрием. Погибли все трое…

У одного из пострадавших, которому изувечило ногу, из-за чего он потерял сознание, нашли служебное удостоверение - работник службы охраны одной из львовских фирм Сергей Ханык. Возле него стоял перепуганный четырехлетний сынишка, который, к счастью, был цел и невредим. Отца погрузили в “Скорую помощь” и отправили в реанимацию. Пока туда приехали родственники, врачи ампутировали пациенту изуродованную ногу...

Данные полученные на первых этапах расследования причин катастрофы Су-27, свидетельствуют, что причинами трагедии стали “серьезные просчеты в организации подготовки и осуществления полетов в ВВС и, в частности, при организации демонстрационных мероприятий во Львове”. Об этом говорится в сообщении пресс-центра Генпрокуратуры Украины, текст которого передан агентству “Интерфакс - Украина.

Органы следствия подозревают главкома ВВС Украины Виктора Стрельникова и командующего 14-м авиакорпусом Сергея Онищенко в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.425 УК Украины - “небрежное отношение военного лица к службе, которое повлекло тяжелые последствия - катастрофу самолета и многочисленные человеческие жертвы”.

Зам командующего 14-м авиакорпусом А. Третьяков и помощник руководителя полетов в зоне пилотажа Ю. Яцюк подозреваются следствием в “нарушении правил эксплуатации летательных аппаратов, которое повлекло катастрофу и другие тяжелые последствия”, то есть в преступлении, предусмотренном ст. 416УК. В. Стрельников, С. Онищенко, А. Третьяков и Ю. Яцюк задержаны. Против двух членов экипажа Су-27 возбуждено уголовное дело по ст. 416 УК Украины - “нарушение правил эксплуатации летательных аппаратов, повлекшее катастрофу и другие тяжелые последствия”. Командир самолета Владимир Топонарь и пилот Юрий Егоров находятся в госпитале.

Президент Украины Леонид Кучма своим указом уволил генерал-полковника Петра Шуляка с должности начальника Генштаба Вооружённых сил Украины. В день катастрофы самолета Су-27 в Львове П. Шуляк исполнял обязанности министра обороны Украины.

Журналисты телевизионного канала 1+1 “раскопали”, что в небо, оказывается, поднялась не основная машина, которую готовили для участия в празднике, а запасная. В главной перед самым вылетом нашли некую неисправность.

Летчики, которые пилотировали СУ-27УБ, хоть и считались ассами своего дела, как и все пилоты на Украине, поднимались в небо очень редко. В этом году они не налетали и двадцати часов каждый. К тому же, по некоторым данным, отправляясь в небо, они не до конца знали свою основную задачу. Им сказали лишь: нужно показать будет фигуры высшего пилотажа. В каких условиях, где расположены трибуны, какие постройки на земле, их рельефная расположенность – ничего этого в задании не было. Не говоря уже о том, что необходимой в таких условиях генеральной репетиции авиашоу никто не проводил. На это не было средств.

Таким образом, все делалось, как говорят, “на глазок”. Полагаясь на сноровку и удачу тех, кто сидел за штурвалами. А вот она, удача, в самый неподходящий для этого момент отвернулась от двоих полковников. Когда их допросили, что называется, по горячим следам, они утверждали, что в ходе в пике в СУ-27УБ отказали двигатели. Однако уже вчера вечером председатель государственной комиссии по расследованию обстоятельств авиакатастрофы, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Е.Марчук сообщил, что уже доподлинно установлено: двигатели небесной машины работали до самого удара об землю. А основная причина трагедии – в отклонении самолета от заданной траектории полета. Кто в этом виноват – и следует разобраться экспертам.

Стало известно, что вместе с СУ-27УБ в авиашоу должен был участвовать еще и самолет - МИГ-29. Однако метеоусловия Ивано-Франковска, где дислоцируется эта авиация, не позволили поднять машину в воздух. Можно было представить, как бы кульбиты в небе выделывали два огромных летательных аппарата, если для этого не проводилось ни единой тренировки.

***

Так неожиданно и страшно закончилось авиашоу. Пишу эти строки в воскресенье, через сутки после проклятого авиашоу. Городские морги и больницы забиты, журналистам милицейский заслон, но врачом "Скорой помощи" работает не только мой сын, но и жена. Что они рассказывают, забегая на пару часов домой – это непостижимо уму, и я даже не могу (потому что не умею) передать их рассказы. Их тоже трясет и шатает. А ведь у одного двадцать, а у другого сорок лет беспрерывного медицинского стажа, и оба насмотрелись на своем профессиональном веку такого, что нам с тобой, читатель, не снилось.

...Поехал забирать жену-врача с очередного дежурства и, воспользовавшись знакомством, заглянул в реанимационную палату. Ноги снова стали ватными. Молодые люди, юноши и девушки, превратившиеся в человеческие обрубки, в безногих и безруких инвалидов времен войны... Обстановка полевого госпиталя. Всюду кровь, белые лица, рыдающие родные, – и журналистская сволочь, лезущая, как всегда, с разоблачающими вопросами к полумертвым от усталости врачам, медсестрам и к самим страдальцам. Здесь, на станции переливания крови, толпятся десятки и сотни простых львовян, готовых помочь несчастным соками собственной жизни.

***

Согласно выводам, одной из основных причин трагедии, являются ошибки в организации полетов. Об этом заявил журналистам секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгений Марчук, возглавляющий госкомиссию по расследованию причин катастрофы, повлекшей большие человеческие жертвы.

По его словам, в организации демонстрационных полетов был допущен ряд серьезных просчетов, а также проявлена халатность со стороны должностных лиц, которые организовывали авиашоу. Как удалось установить комиссии, до летчиков, пилотировавших истребитель, не было четко доведено полётное задание, они не были проинструктированы с "привязкой к Львовскому аэродрому", а также на нем не проводилась генеральная репетиция предстоящего авиашоу.

Ко всему прочему, сами пилоты во время полета отклонились от маршрута и полетного задания. Во время выполнения фигур высшего пилотажа они вышли "на критическую точку", после чего истребитель стал неуправляемым. Как сказал Евгений Марчук, руководители полетов, в том числе высшие чиновники Минобороны - главком ВВС Украины Виктор Стрельников, командующий 14-м авиакорпусом Сергей Онищенко, его заместитель Анатолий Третьяков, не сочли нужным вмешаться в происходящее и попытаться спасти ситуацию, которая начала выходить из-под контроля.

Комиссия также считает, что и местные власти Львова, давшие разрешение на проведение данного мероприятия, так или иначе причастны к катастрофе, поскольку они предварительно даже не проконсультировались у экспертов относительно безопасности проведения подобного авиашоу при большом скоплении народа. Евгений Марчук сообщил также, что предварительные выводы комиссии были доложены президенту Украины Леониду Кучме. По его словам, доклад президенту длился около полутора часов.

***

В украинских СМИ опубликовали расшифровку последних минут переговоров летчиков Су-27 между собой и с военачальниками, которые находились на аэродроме "Скнилов".

Анатолий Третьяков, заместитель командующего 14-м авиакорпусом; Юрий Яцук, помощник руководителя полетами в зоне пилотирования; Владимир Топонарь, командир экипажа Су-27; Юрий Егоров, второй пилот

12 часов 40 минут 30 секунд. (Сообщение с земли) Яцюк: «2000 метров, тонкая, есть кучевочка порядка 2-3 балла. Погода хорошая, видимость более 10 километров».

12.40.47. Егоров: «А вот смотри, Володя, тут такая погода». Топонарь: «Возьми пока управление». Егоров: «Взял».

12.41.09. Топонарь: «Поворот вправо». Егоров: «Я понял».

12.41.17. (Команда с земли) Яцюк: «31152 вправо на посадочный 312, азимут 136, удаление 24. По давлению 738, снижайтесь 600».

12.41.25. Топонарь: «Выводи, выводи с крена, выводи».

12.41.33. Топонарь (земле): «Разрешили 600 31152».

12.41.36. Яцюк: «Понял. Давление 738,0 установили?».

12.41.44. Топонарь: «Установил».

12.41.52. (Команда с земли) Третьяков: «31152, я Лаванда - старт». Топонарь: «Отвечаю, 31152: 1500 на снижении».

12.41.59. Третьяков: «Хорошо, по давлению 738,0 занимайте 600 метров на привод».

12.42.06. Топонарь: «Снижаюсь 600 на привод».

12.42.11. Яцюк: «152, как принимаете Лаванда - площадку?». Топонарь: «Хорошо принимаю».

12.42.16. Топонарь: «Влево 10 возьми».

12.42.23. Топонарь: «Выводи».

12.42.38. Топонарь: «Все. Наблюдаю». Егоров: «Да, гаси скорость».

12.42.41. Третьяков: «31152 еще раз, проверьте установку давления 738,0».

12.42.50. Топонарь: «738,0 установил, полосу наблюдаю 600 горизонт».

12.42.56. Третьяков: «Хорошо. Визуально какое удаление?»

12.43.00. Топонарь: «Визуально километров 10. Разрешите снижение дальнейшее».

12.43.05. Третьяков: «Да. Наблюдаю 152 вас, по заданию снижение разрешаю».

12.43.13. Егоров: «Вова, оттриммеруй самолет и давай с трехсот метров. Вова, не будем, зачем нам туда?..» Топонарь: «Нормально».

12.43.26. Яцюк: «152, я Лаванда площадка: наблюдаю, работу разрешаю».

12.43.31. Сигнал бортового компьютера о снижении на опасную высоту (на протяжении 5,5 секунды).

12.43.33. Егоров: «У нас остаток с тобой большой. Понимаешь?»

12.43.37. Егоров: «6 тонн. Понимаешь?»

12.43.43. Топонарь: «Где зрители, на х..?»

12.43.48. Егоров: «Не знаю, где они бл…»

12.43.49. Топонарь: «А, вон, вижу». Егоров: «…твою мать…! С правой стороны нет!»

12.43.54. Топонарь (земле): «Пилотаж влево выполняю». Егоров: «Ну что, пошли?»

12.43.58. (Команда с земли) Яцюк: «Влево, влево».

12.44.14. Егоров: «Включай».

12.44.34. Егоров: «Пошли».

12.44.36. Сигнал о снижении на опасную высоту.

12.44.39. Егоров: «Бочка».

12.44.44. Егоров: «Хватит - угол».

12.44.51. Голосовой информатор: «Борт 42, скорость предельная».

12.44.58. Егоров: «Поворачивай». Голосовой информатор: «Борт 42, предельный угол атаки, предельная перегрузка».

12.45.01. (Команда с земли) Яцюк: «Поворот».

12.45.02. Егоров: «Выворачивай еб…».

12.45.05. (Команда с земли) Яцюк: «Выводи».

12.45.07. (Команда с земли) Третьяков: «Выводи, добавь обороты».

12.45.10. (Команда с земли) Яцюк: «Форсаж». Голосовой информатор: «Предельный угол атаки, предельная перегрузка».

12.45.11. (Команда с земли) Третьяков: «Добавь обороты».

12.45.18. Остановка магнитофона.

В пятницу, 24 июня 2005 года, во Львове вынесли приговор по делу о крушении истребителя «Су-27».

Владимир Топонарь, управлявший самолетом Су-27, приговорён к 14 годам лишения свободы и штрафу в 7,2 млн гривен.
Юрий Егоров, второй пилот, приговорён к 8 годам лишения свободы и штрафу в 2,458 млн гривен.
Анатолий Третьяков, командующий 14-го авиакорпуса, приговорён к 6 годам заключения и выплате 700 тысяч гривен.
Юрий Яцюк, заместитель руководителя полётами, приговорён к 6 годам заключения и выплате 700 тысяч гривен.
Анатолий Лукиных, начальник службы безопасности полетов 14-го авиакорпуса, приговорён к 4 годам лишения свободы условно и выплате 200 тысяч гривен.
Олег Дюбецкий, ответственный за подготовку экипажа, оправдан в связи с отсутствием состава преступления.

Никто из обвиняемых своей вины в трагедии не признал.

Уголовные дела в отношении четырех генералов, среди которых бывший главнокомандующий ВВС Украины генерал Стрельников, переданы в суд. 11 июня 2008 года Украинский военный апелляционный суд в Киеве вынес оправдательный приговор четырём бывшим генералам ВВС Украины. Судебные слушания закончились 9 июня. Все обвиняемые признаны невиновными. Суд отменил им подписку о невыезде и снял арест с их имущества.

«Сегодня я понял - справедливости нет. Поэтому обжаловать решение суда мы не будем», - сказал в тот день председатель общественной организации «Скниловская трагедия» Стефан Козак.

***

Неполная хронология катастроф, случившихся во время авиашоу

27 июня 1988 года во время демонстрационного полета во Франции потерпел аварию и рухнул на землю "Аэробус" А-320, на борту которого находились 136 человек. Трое погибли, 98 человек получили тяжелые ранения.

28 августа 1988 года во время показательного полета на базе ВВС США в Рамштайне /ФРГ/ 3 боевых самолета Италии типа "Аэрмаччи МБ 339" столкнулись в воздухе, рухнули на заполненное зрителями поле и взорвались. Погибли около 70 человек, около 500 получили тяжелые ранения.

28 июня 1992 года в Омске во время авиашоу, посвященного дню города у спортивного самолета ЯК-52 Марьяновского спортивно-технического центра отказал двигатель и самолет упал. Пилот - Сергей Сокол, бывший чемпион России по высшему пилотажу, - погиб.

В июне 1997 года в Колорадо потерпел катастрофу истребитель "А-86", демонстрировавший фигуры высшего пилотажа. Самолет внезапно потерял управление и упал в пригороде Денвера.

26 июля 1997 года 9 человек погибли и 55 были ранены в результате авиакатастрофы на празднике в бельгийском аэропорту Остенде. Самолет типа "Икс-Т-300" /буквы латинские/ врезался в землю, завершая "мертвую петлю". Разлетевшиеся от взрыва горящие обломки упали на толпу, скопившуюся рядом с трибунами.

В сентябре 1997 года в ходе "Чесапикского воздушного шоу" в окрестностях Балтимора разбился созданный с использованием технологии "стелс" новейший истребитель-бомбардировщик Ф-117 "Найтхок" стоимостью 45 млн долларов. Машина упала в пригородном жилом районе. Пострадало шесть местных жителей. Пилот благополучно катапультировался.

19 апреля 1998 года два пилота погибли в результате столкновения двух одномоторных бипланов на высоте чуть более 450 метров во время авиационного праздника близ города Киссимми /штат Флорида/. Никто из 5 тыс зрителей не пострадал. Главная причина катастрофы - облачность и порывы ветра, достигавшие 50 километров в час.

30 мая 1999 года во время авиационного ретро-шоу в Австралии разбился одномоторный самолет выпуска 50-х годов. Он врезался в землю в нескольких метрах от взлетно-посадочной полосы на военно-морской базе "Альбатрос". Два пилота погибли.

6 июня 1999 года во время проведения в Братиславе (Словакия) международного авиационного праздника разбился британский военный учебный самолет "Хоук 200". Пилот погиб. Еще одной жертвой стала женщина, наблюдавшая за авиашоу с крыши одного из близлежащих домов. Ее сбила оттуда возникшая в результате взрыва сильная воздушная волна. От полученных ранений женщина скончалась.

29 июля 1999 года два небольших самолета столкнулись на авиашоу в американском городе Ошкош (штат Висконсин). Боевой "Корсар" времен второй мировой войны во время взлета задел крылом другой самолет, рухнул на бетонную полосу и загорелся. Пострадал пилот одной из машин.

18 сентября 1999 года во время авиашоу в Эрмело (ЮАР) разбился легкий самолет. Пилот и пассажир погибли.

19 марта 2000 года во время шоу, проходившего близ авиабазы Кингсвилл (штат Техас), потерпел катастрофу истребитель F-16.

18 июня 2000 года во время показательных полетов на базе ВМС США Уиллоу-Гроу, штат Пенсильвания, разбился многоцелевой истребитель F-14 "Томкэт". Пилот и штурман самолета погибли. Истребитель упал на землю при выполнении завершающего маневра за минуту до посадки.

3 июня 2001 года два пилота погибли в результате катастрофы старого боевого самолета во время авиашоу в графстве Кент /Великобритания/. Самолет "Вампир", выпускавшийся в 1950-х в Швейцарии, был восстановлен энтузиастами специально для участия в воздушном празднике. Вторая за те же сутки трагедия произошла в ходе авиашоу близ местечка Брумли в английском графстве Кент. Американский истребитель "Кинг-кобра" выпуска времен Второй мировой войны рухнул на землю и взорвался в 100 метрах от зрительских трибун. Пилот погиб.

10 июня 2001 года два реактивных учебных самолета Л-39 столкнулись и разбились во время показательных выступлений на аэродроме Левашово под Санкт-Петербургом. Одному из пилотов удалось катапультироваться, второй погиб.

17 июля 2001 года под Псковом во время демонстрационного полета на празднике, посвященном 85-летию создания Морской авиации, потерпел катастрофу истребитель Су-33. Погиб находящийся за штурвалом заместитель командующего морской авиацией ВМФ России, генерал-майор Тимур Апакидзе.

20 апреля 2002 года истребитель ВМС США разбился во время авиашоу на базе ВМС США Пойнт Мугу в Калифорнии. Истребитель QF-4, летевший на малой высоте, врезался в землю. Оба члена экипажа погибли. Причиной катастрофы стали неполадки в двигателе.

31 мая 2009 года истребитель Су-27УБМ ВВС Белоруссии разбился во время показательных выступлений в польском городе Радом. Оба пилота погибли. Жертв и разрушений на земле нет. Причиной катастрофы стала ошибка в технике пилотирования.

Использованы материалы "Комсомольской правды" , сайтов "ПРАВДА.RU", СТРАНА.RU

***


P.S. Как дополнение к этому материалу хочу предложить статью Домбровского Юрия-Богдана "Скнилов-после. Из стекольного №13, хроники "кухни". Хотя статья и не бесспорная, но имеет право на жизнь и обсуждение.

Категория: Военная авиация | Добавил: aviacrash
Просмотров: 6341 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.5/2
Наш опрос
Боитесь ли Вы летать самолетами?

Всего ответов: 139
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Авиамузей

    Copyright Сергей Коньков © 2017