10 января 1986 года обычным
днём для 10-го ОРАП не был. В части проводилось важнейшее, почти ритуальное, по
тем временам мероприятие – партийное собрание полка! «Приглашались» все без
исключения, невзирая на чины и ранги. Но в этот день исключение всё же было
сделано – для группы руководства полётами и лётчиков, которые задействовались
для выполнения спецзадания. На Обуз-Лесновском полигоне были в самом разгаре
учения 50-й гвардейской Донецкой дважды Краснознамённой орденов Суворова и
Кутузова II
степени мотострелковой дивизии 28-й Краснознамённой общевойсковой армии. Сдержав
наступление «врага», готовился к переходу в контрнаступление 69-й гвардейский
Знаменский Краснознамённый орденов Суворова и Кутузова танковый полк этой
дивизии. По горькому опыту афганской войны пехота без разведавиации теперь даже
и на учениях не делала никаких резких «телодвижений». Помнили, что «враг» не
дремлет и в любой момент может наказать. В 10-й ОРАП пришло распоряжение
вышестоящего штаба на проведение разведки и изготовление фотопланшетов в
интересах 50-й мсд. На авиационном языке это спецзадание называлось упражнением
№ 4 КБП РА: «Полёт на разведку войск в районе их сосредоточения и при
передвижении». Это и было то самое спецзадание, для выполнения которого
выделялись от полка два опытнейших лётчика-«афганца»: командир звена капитан
Сергей Крошин и кавалер ордена Красной Звезды заместитель командира эскадрильи
майор Евгений Бондарев. В связи с тем, что командир полка полковник Лобов с 14
часов должен был быть на партсобрании, ответственность за подготовку и
проведение разведывательного спецзадания возложили на заместителя командира
полка В.Рябова и командира 2-й эскадрильи подполковника В.Коваля. Для таких асов
как Крошин и Бондарев задание не было слишком трудным, не вызывал затруднений и
маршрут полёта – «исхожен» ими десятки раз. И только одно беспокоило – погода.
Она была в тот день весьма неласковой: низкая облачность, с нижним краем всего
250 – 300 метров, видимость – 3 километра, а в снежных зарядах и того меньше –
1500 – 2000 метров… Но на Щучинском аэродроме не стихал гул авиационных турбин
истребителей МиГ-23МЛ – шли командирские полёты в соседнем 979-м истребительном
полку, полёты по самому «крутому» варианту погоды – установленный минимум
пониженный. В воздух поднимались наиболее опытные пилоты – от командира звена и
выше. Но лётчиков-разведчиков интересовала погода не столько в районе аэродрома,
сколько в районе разведки. Там она была ещё хуже, но по докладу начальника
метеослужбы полка капитана Петра Подставского прогнозировалось её улучшение. В
13 часов 10 минут автобус с Крошиным, Бондаревым и группой руководства полётами
подполковника Николая Сдобнова выехала на аэродром.
В 15 часов 01 минуту
стремительный МиГ-21Р капитана Крошина, окатывая промёрзшую бетонку пламенем
форсажа, оторвался от земли и стал набирать высоту. Крутой отворот вправо, на
азимут 102 градуса. Пущен секундомер, скорость 650 км/час, высота согласно
заданию – 300 метров. В эфире бодро звучали доклады лётчика.
Под крылом самолёта Крошина
привычной мозаикой промелькнули Пильчуки, Большое Можейково, Ходоровцы. Ровно
через две минуты 10 секунд первый объект разведки: в самом центре пилотажной
зоны № 4 у деревни Песковцы был развёрнут тактический полигон, на «вооружении»
которого находились надувные резиновые «Першинги» и сделанные из трёх подвесных
топливных баков «грозные» ЗУР «Хок». Отворот на расчётный угол, заход – объект
сфотографирован. Теперь курс на Барановичи, через 6 минут 20 секунд разворот над
ними и выход с азимутом 270 градусов на Обуз-Лесновский полигон. Здесь основная
работа, и Крошин «ходит» над полигоном «галсами» на высоте 500 метров почти 18
минут, сделав 5 заходов на фотографирование. Лётчик доложил на КП в Барановичах
о выполнении и этого задания. Остался ещё один район: деревня Шиловичи – полигон
Чепелево, что южнее Слонима. Погода между тем стала ухудшаться, пошёл снег. В 15
часов 25 минут из Щучина по тому же маршруту, дублируя задание Крошина, вылетел
майор Бондарев. Крошин тем временем разворотом на 270 градусов, сделал заход на
Чепелево, но из-за ухудшения погоды уверенности в качестве аэрофотосъёмки,
видимо, у него не было. И он принимает решение, ставшее для лётчика роковым. В
эфире прозвучало: «Ещё один заход…». Офицер боевого управления ГРП в Щучине
майор Голяченко по опознаванию в 15 часов 36 минут обнаружил радиолокационную
отметку самолёта Крошина. Она была слабая и неустойчивая, а затем и вовсе
пропала. Доклады от лётчика больше не поступали, на запросы он не отвечал.
Попытались выйти на связь с Крошиным и через находящего в воздухе Бондарева –
тщетно. Сам Бондарев, после фотографирования объектов на Обуз-Лесновском
полигоне в связи с ухудшением видимости в районе Чепелево, выполнение задания
прекратил: ручку на себя – в набор высоты 900 метров и курс на свой
аэродром.
В Щучинском гарнизонном Доме
офицеров был апогей партийного форума – зачитывался проект постановления
собрания, когда капитан Крошин начал выполнять второй, оказавшийся для него
последним, заход на цель. Как вспоминают сегодня жители Слонима – очевидцы тех
событий, самолёт Крошина под облаками, на низкой высоте с очень громким гулом
прошёл над городом и скрылся в пасмурной, снежной пелене. Через некоторое время
севернее города громыхнул взрыв. Самолёт разбился. Что стало истинной причиной
этой трагедии, известно только одному человеку на земле – лётчику Сергею
Крошину. Несмотря на наличие на самолете «чёрного ящика», тайну своей гибели в
авиакатастрофе пилот, как правило, уносит с собой.
Окрестности
Слонима – весьма не простой район для полётов. На 250-метровую высоту
вознеслись, горя ярко-красными сигнальными фонарями, 6 мачт системы дальней
радионавигации, севернее города у деревни Тальковщина громоздятся, поросшие
лесом, крутые холмы. В этом районе и начал выполнять повторный разворот на
объект разведки Сергей. По записям «черного ящика» САРПП-12ПГ, как сегодня
вспоминает майор запаса Владимир Рудницкий, было видно, что где-то за 45 секунд
до столкновения самолёта с землёй на плёнке записан всплеск, характерный для
удара. Лётчик потянул ручку на себя – самолёт набрал высоту 400 метров, но затем
со снижением пошел к земле… С чем же столкнулся самолёт? Основное предположение:
в фонарь кабины лётчика попала птица. Но так как сам фонарь на месте катастрофы
не нашли, версия так и осталась версией. Известно одно. Последнее, что видел в
своей жизни Сергей, если он тогда ещё мог, был в состоянии видеть, – это окраина
деревни Тальковщина. Левая педаль вперёд, ручка управления самолётом влево –
лётчик бросил самолёт в разворот, уходя от деревни, но… Чудом миновав две линии
электропередач, и самолёт с левым креном в 45 градусов, на скорости около 800
км/час зацепил плоскостью крыла крайний дом по улице Молодёжной и ударился о
землю. После столкновения, разрушающийся самолёт подбросило, перевернуло и он
взорвался над соседней хатой. В саду этого дома, у яблони, упал, вырванный из
кабины самолёта чудовищной силой взрыва, лётчик. Удар падающего самолёта весом
7110 кг (в том числе – 1415 литров керосина) сильно разрушил и воспламенил два
дома. Обломки «мига» разлетелись по всей деревне. Двигатель, спинку кресла
лётчика, остатки топливного бака, «черный ящик» с трудом нашли в снегу аж за 400
метров от места взрыва, в районе сельского кладбища. Разрушенная часть правого
крыла со стойкой шасси продырявили крышу ещё одного дома… Из жителей деревни,
слава Богу, никто не пострадал. Задело только Гену Филипчика, который шёл в
момент трагедии по улице: осколками дюрали разорвало
куртку.
Сразу же после происшествия, из
Москвы для расследования авиакатастрофы срочно вылетела комиссия во главе с
начальником Службы безопасности полётов ВВС МО СССР генерал-лейтенантом авиации
А.Масалитиным.
Вывод комиссии: «Причиной
лётного происшествия явилось необоснованное решение выполнять полёт на воздушную
разведку объектов в районе с неизвестными метеоусловиями, которые не
соответствовали полётному заданию лётчика, неудовлетворительная организация и
управления полётами, а также нарушение лётчиком мер безопасности полётов и
порядка выполнения поставленной задачи».
Николай Качук