1. Катастрофа самолета МиГ-21бис 06 января 1981 года.
Пилот: поручик-пилот инженер Витолд Михал Ковалевски (Witold Michal Kowalewski) сын Тадеуша родился 26 сентября 1952 года в м.Томашув Мазовецки (Tomaszo'w Mazowiecki); выпускник Офицерской школы летчиков в 1975 году, Технической школы ВВС в 1978 году; старший летчик 34 истребительного авиационного полка ПВО в Бабих Долах; летчик 2 класса. Налет: 502 часа 09 минут на самолетах: TS-8 Bies, TS-11 Iskra, SBLim2, Lim-5, МиГ-21. Налет на МиГ-21 - 196 часов. Задание: полет на перехват в облаках по упр.191 КБП ИА. Обстоятельства катастрофы: летчик выполнял полет на самолете МиГ-21бис днем в СМУ. Во время полета произошел отказ радиосвязи. После неудачной попытки захода на полосу в метель, летчик принял решение выполнить заход по малой "коробочке". Во время выполнения четвертого разворота "перетянул" самолет. Самолет зацепил шасси и левым крылом за землю. Летчик катапультировался, однако из-за малой высоты купол парашюта не успел полностью наполниться. Летчик погиб. Причина: ошибочное решение летчика о выполнении повторного захода и посадки на аэродроме вылета любой ценой (при отсутсвии радиосвязи), в плохих погодных условиях при которых пилотирование самолета превышало возможности летчика. На причины катастрофы оказывали влияние и следующие обстоятельства:
- отсутствие двухсторонней связи из-за технической неисправности;
- не полный анализ метеорологической обстановки проведенной метеослужбой и организаторами полетов;
- запоздалое решение РП о направлении самолетов на запасной аэрдром;
- непродуманные и хаотические действия летчика на заключительном этапе полета. Место захоронения: кладбище в Томашове Мазовецком.
Пилот: майор-пилот Леслав Масланкиевич (Leslaw Mas'lankiewicz) сын Хенрыка родился 09 апреля 1941 года в Данброва Гурнича (Da,browa Gornicza); выпускник Офицерской школы летчиков в Демблине в 1962 году; старший штурман 39 истребительного авиационного полка ПВО в Меженцицаз; летчик 1 класса, посмертно представлен к званию подполковник. Налет: 1889 часов на самолетах: TS-8 Bies, Lim-5, МиГ-21. Задание: полет в стратосфере на пуск управляемых ракет по воздушным целям по упр.4. Обстоятельства катастрофы: катастрофа произошла на полигоне Ашулук, Астраханской области (СССР). Летчик самолета МиГ-21ПФМ погиб во время перехвата воздушной цели. Самолет летя со скоростью М=1,4 на высоте 13000 метров, перешел в пикирование и столкнулся с землей. Причина: причина катастрофы, которую расследовала советско-польская комиссия, не установлена. Место захоронения: кладбищена ул.Мирецкего в Сосновцу.
Пилот: подполковник-пилот Болеслав Юзеф Собаня (Boleslaw Jo'zef Sobania) сын Юзефа, родился 19 марта 1940 года в м.Колония Янув Подласки (Kolonia Jano'w Podlaski) повет Бяла Подласка; выпускник Офицерской школы летчиков в Демблине в 1962 году, Академии Генерального штаба в 1977 году; командир 34 истребительного авиационного полка ПВО; летчик 1 класса, посмертно представлен к званию полковник. Налет: 2072 часа 45 минут на самолетах: TS-8 Bies, УТИ МиГ-15, МиГ-21. Налет на МиГ-21УМ - 1099 часов. Пилот: подполковник-пилот Анджей Лесьник (Andrzej Les'nik) сын Адама, родился 31 марта 1936 года в м.Воусерс (Wousiers) Франция; выпускник Офицерской школы летчиков в Демблине в 1957 году, Курсы доподготовки офицеров Центральной летной школы в 1968 году; старший летчик-инструктор отделов служб; летчик 1 класса, посмертно представлен к званию полковник. Налет: 2193 часа на самолетах: TS-8 Bies, УТИ МиГ-15, Lim-2, Lim-5, Lim-5P, МиГ-21. Налет на МиГ-21 - 878 часов. Задание: полет по маршруту на авиационную разведку погоды. Обстоятельства катастрофы: экипаж из 34 иап ПВО 2 корпуса ПВО в Бабих Долах вылетел на самолете МиГ-21УМ для выполнения разведки погоды. После взлета, на высоте 150 метров, на 36 секунде полета, в момент выключения форсажа произошел взрыв и пожар на самолете. Экипаж принял решение на посадку, не взирая на то что давление в обеих гидросистемах упало. На расстоянии 50 метров от начала полосы, во время подхода на посадку в самолете произошел второй взрыв, который уничтожил самолет и вызвал смерть экипажа. Причина: рассоединение топливной магистрали форсажа, вызванная самопроизвольным откручиванием штуцера датчика давления топлива в форсажном коллекторе. Место захоронения: оба летчика похоронены на кладбище в Гдыни Витомино.
Пилот: подхоронжий-пилот Марек Олексы (Marek Oleksy) сын Антония, родился 30 октября 1958 года в Вадовицах (Wfdowicach) повет Белско-Бяла; курсант 4 курса Офицерской школы летчиков; обучаемый летчик в 38 учебно-боевом полку, посмертно назначен на должность летчика-инструктора и представлен к воинскому званию подпоручика. Налет: 232 часа 18 минут на самолетах: Zlin-42, TS-11 Iskra, SBLim-2, Lim-5. Налет на Lim-5 - около 58 часов. Задание: полет с целью выполнения ряда атак на малой высоте. Обстоятельства катастрофы: летчик самолета Lim-5 выполнял задание в составе пары. Во время роспуска звена самолетов над аэродромом в Модлине, летчик доложил руководителю полетов о остановке двигателя. РП слишком долго разговаривал с летчиком, после чего дал команду на катапультирование. Летчик катапультировался во время снижения самолета с углом около 15o, на высоте 250 - 270 метров. Процесс катапультирования проходил правильно, одноко из-за малой высоты купол парашюта не наполнился. Летчик, падая с большой скоростью, ударился о землю и погиб. Самолет столкнулся с землей на скорости полета 350 км/час, с креном на левое крыло около 15o и полностью разрушился. Причина: самовыключение двигателя в полете на малой высоте. Причиной выключения был завадской брак топливного насоса, а также запоздалое принятие решения на катапультирование. Место захоронения: приходское кладбище св.Юзефа в Забжу.
Пилот: поручик-пилот Кжыштоф Червиньски (Krzysztof Czerwin'ski) сын Яна, родился 26 августа 1952 года в м.Избицко (Izbicko); выпускник Офицерской школы летчиков в 1977 году; старший летчик звена в 1 истребительном авиационном полку в Минску Мазовецким; летчик 3 класса. Налет: более 402 часа на самолетах: УТИ МиГ-15, Lim-5, МиГ-21. Налет на МиГ-21 - 110 часов. Задание: полет на перехват цели над облаками днем в ПМУ. Обстоятельства катастрофы: летчик вылетел на самолете МиГ-21 с запасного аэродрома Шыманы и выполнял полет над облаками на перехват в составе пары. Последний доклад летчика был на высоте 4500 метров, должен был набрать высоту 10500 метров. На 37 минуте полета самолет столкнулся с землей в районе мюДражево. Летчик погиб. Самолет не был извлечен из земли. Наиболее вероятная причина: потеря сознания летчиком и не возможность им управления самолетом или катапультирование. Место захоронения: городское кладбище в Ласку.
Пилот: подхоронжий-пилот Здислав Хермановски (Zdzislaw Hermanowski) сын Тадеуша, родился 11 июня 1959 года в Ломжу (Lomz'y); курсант 4 курса Офицерской школы летчиков. Налет: 120 часов 14 минут. На самолетах SBLim-2 - около 26 часов. Инструктор: капитан-пилот инженер Иренеуш Ясиоровски (Ireneusz Jasiorowski) сын Мариана, родился 10 апреля 1950 года в м. Моделница (Mogielnica); выпускник Офицерской школы летчиков в 1972 году; командир звена, инструктор в 38 учебно-боевом полку в Модлине; летчик 2 класса. Налет: 832 часа 31 минуту на самолетах: TS-11 Iskra, SBLim-2, Kim-2, Lim-5, МиГ-21. Налет на SBLim-2 - около 165 часов. Задание: учебный полет с целью освоения маневрирования и фотострельбой для одиночного самолета. Обстоятельства катастрофы: катастрофа произошла во время взлета самолета, в составе пары. Взлет пары происходил нормально до момента отделения ведомого самолета от ВПП. Отделение самолета от ВПП произошло преждевременно, со скоростью меньше требуемой, с большими углами тангажа и креном на правое крыло. Самолет, по достижении высоты 10 метров, выполнил самооборот вправо и в перевернутом положении столкнулся с землей. Столкновение произошла на расстоянии 930 метров от начала взлета, 43 метра от правого края ВПП, с углом отклонения от ВПП 27o. Угол наклона самолета составлял 10o, скорость была около 200 км/час. Экипаж погиб. Причина: ошибка допущенная экипажем, выразившиеся в преждевременном отрыве самолета от ВПП, с малой скоростью и большими углами атаки. Место захоронения: плутоновы З.Хермановски похоронен на приходском кладбище в Ломжу, капитан И.Ясиоровски на кладбище в Могелницу.
Пилот: подпоручик-пилот инженер Яцек Садел (Jacek Sa,del) сын Станислава, родился 26 февраля 1957 года в Освенциме; выпускник Авиационного лицея в 1976 году, Офицерской школы летчиков в 1979 году; летчик 7 истребительно-штурмового авиационного полка в Цевицах; летчик 3 класса. Налет: 265 часов 29 минут на самолетах: TS-11 Iskra, Lim-6. Налет на Lim-6 - около 29 часов. Задание: полет на понорамное фотографирование с помощью АФА. Обстоятельства катастрофы: летчик самолета Lim-6 bis выполнял панорамное фотографирование с помощью АФА (аэрофотоаппарата) в районе озера Дуже около м.Карвно. самостоятельно снизил высоту полета над озером ниже установленной - 500 метров. Позно начал набор высоты и столкнулмя с высокорастущим лесом на берегу озера. Причина: нет данных. Место захоронения: нет данных.
Пилот: подпоручик-пилот инженер Кжыштоф Гелднер (Krzysztof Geldner) сын Яна, родился 09 декабря 1954 года в м.Яроцин (Jarocin); выпускник Офицерской школы летчиков в 1978 году; старший летчик звена 40 истребительно-штурмового авиационного полка в Свидвине; летчик 3 класса, посмертно представлен к званию поручик. Налет: 377 часов на самолетах: TS-11 Iskra, SBLim-2, Lim-2, Lim-6. Налет на Lim-6 - около 150 часов. Задание: полет в зону на высший пилотаж. Обстоятельства катастрофы: летчик на самолете Lim-6 вылетел в зону на высший пилотаж. Через 5 минут после взлета, запросил руководителя полетов о разрешении на выполнения задания и получил его. Это был последний обмен информацией между летчиком и руководителем полетов. Самолет сорвался в штопор и столкнулся с землей в районе м.Чахово. Летчик погиб. Летчик не был одет в противоперегрузочный кастюм, не смотря на то, что должен был выполнять фигуры высшего пилотажа. Нельзя исключить, что при создании большой перегрузки, летчик потерял сознание. Причина: резкое уменьшение летчиком скорости самолета, что вызвало срыв самолета в штопор. Место захоронения: кладбище Брудновски в Варшаве.
Пилот: капитан-пилот инженер Тадеуш Эдвард Лех (Tadeusz Edward Lech) сын Станислава, родился 25 апреля 1954 года в м.Цешын (Cieszyn); выпускник Офицерской школы летчиков в 1977 году, Высших Курсов доподготовки офицеров в 1981 году; командир 2 вертолетной эскадрильи в 56 авиационном полку сухопутных войск в Иновроцлаве; летчик 3 класса. Налет: 326 часов на вертолетах Ми-2. Задание: полет ночью в СМУ. Обстоятельства катастрофы: летчик выполнял полет на вертолете Ми-2 ночью в СМУ. Во время захода на посадку вертолет потерял поперчнуб управляемость и столкнулся с землей. Летчик погиб. Причина: рассоединение матника поперечного управления с гидроусилителем в результате выпадения соединительного стержня. Место захоронения: городское кладбище в Цешыне.
10. Катастрофа самолета TS-11 Iskra 07 сентября 1981 года.
Пилот: старший капрал подхоронжий Мирослав Бартковяк (Miroslaw Bartkowiak) сын Стефана, родился 17 июля 1958 года в м.Хрубешув (Hrubieszo'w); слушатель 2 года Офицерской школы летчиков; обучаемый летчик в 60 учебном авиационном полку в Радоме. Налет: 88 часов 52 минуты на самолетах TS-11 Iskra. Задание: полет в зону для выполнения фигур простого пилотажа днем в ПМУ. Обстоятельства катастрофы: после окончания выполнения задания в зоне на самолете TS-11 Iskra летчик по радио запросил разрешение на снижение. После получения разрешения выполнил дополнительный маневр за зоной для пилотажа, на высоте полета около 200 метров, ниже допустимой (300 метров), а затем выполняя разворот влево, поднялся на высоту около 1000 метров. После взятия курса на аэродром начал снижаться с углом пикирования 30o, с одновременным разгоном самолета. Самолет столкнулся с землей на расстоянии 1 километра на север от м.Моджейовице, летя с магнитным курсом 10o, под углом 30o, со скоростью 590 км/час и креном более 50o в право. Обороты двигателя составляли 10200 об/мин. До опасного положения самолета перед столкновением летчик довел либо в результате замедленного выполнения эволюции на опасной высоте или в результате отвличения внимания от пилотирования самолета во время снижения. Причина: снижение высоты полета ниже установленной безопасной высоты (300 метров) и выполнение маневров на этой высоте. Место захоронения: приходское кладбище в Хрубешове.
Пилот: подполковник-пилот магистр инженер Збигнев Алексы Вилковски (Zbigniew Aleksy Wilkowski) сын Казимежа, родился 17 июля 1933 года в м.Янин Стары (Janin Stary) повет Цеханув; выпускник Офицерской школы летчиков в Демблине в 1957 году, Военной Академии в 1975 году; старший инспектор Командования авиациии наземных войск, транспорта и связи; летчик инспектор; летчик М класса. Налет: 3278 часов на самолетах и вертолетах: Як-11, Ил-28, SM-2, Ми-2, SM-1. Налет на SM-1 - около 301 часа. Задание: контрольный полет (экзамен на второй класс летчика) в зону с целью выполнения захода и расчета посадки по системе ССП. Обстоятельства катастрофы: экипаж вылетел на вертолете SM-1 с аэродрома в Новым Месце. Во время полета в направлении ДРП, на высоте 300 метров, вертолет неожиданно оказался в передней части снежной метели (большая скорость ветра - до 100 км/час., сильная турбулентность, снег с дождем ограничивает видимость, не стабильный полет). Экипаж доложила, что нет сигнала АРК. Летчик не имея связи с руководителем полетов и сигналов АРК-5 оказался в необвкновенно трудных условиях, дополнительно усложненными интенсивными осадками дождя и снега. Вертолет столкнулся с деревьями, а потом с землей в 2 километрах от м.Клвув (Klwo'w), на расстоянии 18 километров на юго-восток от аэродрома, летя с курсом 330o. В результате столкновения вертолета с землей инструктор погиб (не одел летного шлема и не был пристегнут к креслу), а поручие Скерски (Skierski) получил травмы головы. Вертолет полностью уничтожен. Поручик Скерски придя в сабя и видя пожар в задней части вертолета, вытащил инструктора с кабины на безопасное расстояние, после чего дошел до ближайшего населенного пункта и сообщил в часть о происшествии. Причина: попадание вертолета в снежную метель: к полетам в таких атмосферных условиях вертолет конструктивно не приспособлен. Управление вертолетом в условиях отсутсвия видимости объектов на земле, очень сильного ветра и сильной турбулентности было не возможно. Место захоронения: нет данных.
Пилот: поручик-пилот инженер Ян Шчепаньски (Jan Szczepan'ski) сын Хенрыка, родился 09 мая 193 года в м.Кутно (Kutno) повет Плоцк (Plock); выпускник Офицерской школы летчиков в Демблине в 1977 году; командир звена, начальник воздушной разведки 10 вертолетной эскадрильи 56 вертолетного авиационного полка наземных войск в Иновроцлаве; летчик 3 класса. Налет: 265 часов 24 минуты на вертолетах: SM-1, SM-2, Ми-2. Задание: полет на обеспечение связи. Обстоятельства катастрофы: летчик вертолета Ми-2Д выполнял полет с аэродрома в Тарнувских Гурах на обеспечение связи в районе залива на реке Брыница. Атмосферные условия были ниже условий подготовки летчика. Летчик, не сохраняя безопасных условий полета и не контролируя приборов, во время выполнения разворота со снижением допустил столкновение вертолета с поверхностью замершего озера не далеко от м.Вымысловице. Вертолет утонул. Летчик погиб. Механик и два пассажира вертолет спаслись, хотя и получили тяжелые травмы. Причина: выполнение полета в погодных условиях гораздо ниже погодных условий подготовки летчика. Место захоронения: приходское кладбище в Кутне.
Пилот: капитан-пилот инженер Лешек Хырек (Leszek Chyrek) сын Томаша, родился 24 февраля 1951 года; выпускник Офицерской школы летчиков в 1974 году; командир авиационного звена 38 учебно-боевого полка в Модлине; летчик 1 класса. Налет: 1035 часов 49 минут. На самолетах Lim-5 - около 134 часов 13 минут. Задание: технический облет самолета. Обстоятельства катастрофы: облет самолета был запланирован по программе D (Программы облетов самолетов типа Lim) днем в СМУ. облачность сотавила 8 - 10 баллов, нижний край облаков 500 - 600 метров, толщина облаков 100 - 200 метров. Отдельные кучевые и куче-дождевые облака с верхней границей до 5000 метров. Видимость под облаками составляла 6 - 10 километров. Появились кратковременные осадки ввиде дождя со снегом и дождя. Нижняя граница облаков снизилась до 150 - 200 метров, а видимость уменьшилась до 1,5 - 2 километра. Технические облеты воздушных судов должны выполняться в ПМУ, поэтому решение о начале облетов было рискованным. Во время выполнения технического облета самолета Lim-5 на высоте около 500 метров летчик наиболее вероятно приступил к проверке работы двигателя на максимальных оборотах. Разогнав самолет в горизонтальном полете до скорости 600 - 700 км/час., значительно удалился от района третьего разворота и самолет оказался в туче с осодками. Желая выйти из тучи, летчик ввел самолет в левый разворот с резким снижением. По выходу самолета из тучи на высоте 150 - 200 метров, летчик не имел возможности безопасного вывода самолета из снижения. Самолет упаов Залив Зегжыньского. Летчик погиб. Причина: потеря пространственной ориентировки летчиком при неожиданном входе куче-дождевую тучу на малой высоте. Место захоронения: нет данных.
Пилот: поручик-пилот Януш Казимеж Барчак (Janush Kazimierz Barczak) сын Станислава. родился 26 января 1952 года в м.Пиотровин (Piotrowin); выпускник Офицерской школы летчиков в 1975 году; старший летчик инструктор 58 учебно-боевого авиационного полка в Демблине; летчик 1 класса. Налет: 1026 часов на самолетах: УТИ МиГ-15, Lim-2, TS-11 Iskra, Налет на Zlin-42M - около 35 часов. Задание: учебный полет в зону пилотажа днем в ПМУ. Обстоятельства катастрофы: летчик самолета Zlin-42M вылетел в зону пилотажа с курсантом из Ливии. Взлет, выполнение круга и полет до зоны проходили согласно плана. После окончания задания в зоне летчик, возвращаясь на аэродром, отклонился от маршрута вправо, на север, и над м.Красноглины начал, не по плану, выполнение маневров на малой высоте. Летя с курсом 260o выполнил на высоте около 50 метров бочку или большие (несколко раз) крены самолетом. Потом саолет начал набор высоты под большим углом. Вероятно летчик хотел выполнить имельман. В результате ошибочных действий летчика самолет, находясь в верхнем перевернутом положении, потерял скорость ниже минимально допустимой и и вращаясь вокруг продольной оси стал пикировать. Высота и скорость полета были слишком маленькие, чтобы летчик мог вывести самолет из пикирования. Самолет столкнулся с землей под углом около 40o, без крена, с курсом 130o. Скорость столкновения составила 85 км/час. Экипаж погиб. Причина: ошибка в пилотировании самолета, во время выполнения не запланированных фигур пилотажа на малой высоте. Место захоронения: городское кладбище в Денблине.
Пилот: поручик-пилот инженер Ян Пилат (Jan Pilat) сын Павла, родился 04 сентября 1956 года в м.Леско (Lesko); выпускник Офицерской школы летчиков в 1979 году; летчик эскадрильи в 32 авиационного полка тактической разведки; летчик 3 класса. Налет: 394 часа на самолетах Lim-2A. Налет на SBLim-2A - около 110 часов. Штурман: подпоручик-штурман инженер Станислав Януш Пастушиньски (Stanislaw Janusz Pastuszyn'ski) сын Стефана, родился 06 мая 1954 года в Варшаве; выпускник Офицерской школы летчиков в 1979 году; старший штурман; штурман 3 класса. Налет: на самолетах: TS-11 Iskra, УТИ МиГ-15, Lim-2, Lim-2A. Задание: полет на атаку наземных целей. Обстоятельства катастрофы: катастрофа произошла на полигоне в Шлубово. Летчик и штурман самолета SBLim-2A выполняли полет днем в ПМУ. После выполнения стрельбы по танку на полигоне летчик позно стал выводить самолет из пикирования. Самолет столкнулся с лесом. Экипаж погиб. Причина: слишком поздний вывод самолета из пикирования после выполнения атаки. Место захоронения: нет данных.
16. Катастрофа (столкновение в воздухе) 2 вертолетов Ми-2 13 июля 1982 года.
Пилот: поручик-пилот инженер Ян Кубица (Jan Kubica) сын Владислава, родился 27 мая 1952 года в м.Рыбажовице (Rybarzowice); выпускник Офицерской школы летчиков в 1975 году; инструктор, командир звена в 47 учебном вертолетном полку в Новым Месце; летчик 1 класса. Также погиб курсант, граждании Ирака Abdus Salam M.Baroud. Налет: 1360 часов. На вертолетах Ми-2 - около 285 часов. Пилот: поручик-пилот инженер Влодимеж Подбелски (Wlodzimierz Podbielski) сын Эдварда, родился 04 июня 1953 года в м.Шрода Велкополска (S'roda Wielkopolska); выпускник Офицерской школы летчиков в 1977 году; инструктор в 47 учебном вертолетном полку в Новым Месце; летчик 2 класса. Также погиб курсант, граждании Ирака Salem M.Salem. Налет: 1024 часа. На вертолетах Ми-2 - около 356 часов. Задание: учебный полет по кругу. Обстоятельства катастрофы: катастрофа произошла во время учебных полетов по кругу над аэродромом в Новым Месце, столкнулись два вертолета Ми-2. Управление полетами осущесьвлялось с выносного пункта управления (ВПУ). В то время когда курсант Салем с поручиком Подбелским выполняли взлет с квадрата, вертолет пилотируемый курсантом Бароуд и поручиком Кубице выполнял уже четвертый разворот и должен был садиться на линии взлета и посадки. Руководитель полетов допустил ошибку, разрешая взлет Салему в то врнмя когда Бароуд выполнял четвертый разворот. Это привело к тому, что курсы вертолетов пересеклись в одно и тоже время. Вертолеты столкнулись на высоте 40 - 50 метров и на расстоянии 250 метров перед линией взлета и посадки. Экипажи погибли. Причина: ошибка руководителя полетов, давшего команду на взлет в то время когда другой экмпаж выполнял посадку. Место захоронения: нет данных.
Пилот: капрал подхоронжий-пилот Збигнев Шчепаньски (Zbigniew Szczepan'ski) сын Тадеуша, родился 09 января 1960 года в м.Кутно (Kutno); слушатель 2 года обучения в Офицерской школы летчиков; обучаемый летчик в 60 учебном авиационном полку в Радоме. Налет: 71 час 57 минут на самолетах TS-8 Bies и ТS-11 Iskra. налет на самолете TS-11 Iskra - 50 часов 57 минут. Задание: полет в зону с целью отработки фигур простого пилотажа днем в ПМУ. Обстоятельства катастрофы: летчик выполнял полет в зону на самолете TS-11 Iskra. После выполнения фигур простого пилотажа в зоне, не высоте около 2000 метров подхоронжий ввел самолет в спираль. Вероятно выполнил слишком энергичный маневр в результате чего произошло "перетягивание" самолета и срыв в штопор. Летчик не замедлительно доложил об этом руководителю полетов, РП дал несколько команд о немедленном катапультировании. Однако летчик не катапультировался. Самолет столкнулся с землей в первернутом положении с углом пикирования 85o, скоростью 530 км/час., обороты двигателя 11300 об/мин., аэродинамические тормоза были выпущены на 1/3 максимального хода. Летчик погиб. Катастрофа произошла не далеко от м. Зволень. Причина: ошибка в пилотаже, выразившиеся в превышении критических углов атаки и ввод самолета в штопор, а также не катапультировании. Место захоронения: кладбище в Кутне.
Пилот: подпоручик-пилот инженер Станислав Павлак (Stanislaw Pawlak) сын Михала, родился 09 мая 1953 года в м.Кросьневице (Kos'niewice); выпускник Офицерской школы летчиков в 1977 году; летчик в 9 истребительном авиационном полку в Дебжне; летчик 2 класса. Налет: 561 час на самолетах: УТИ МиГ-15, Lim-5, МиГ-21. Налет на МиГ-21 - около 240 часов. Задание: полет на перехват в облаках. Обстоятельства катастрофы: во время полета на перехват цели днем в СМУ на самолете МиГ-21М летчик доложил:"Вывожу". После этого доклада самолет столкнулся с землей не далеко от м.Рогово. Летчик погиб. Вероятна причина: ошибка летчика допущенная при выводе самолета из атаки. В результате допущенной ошибки летчик потерял пространственную ориентировку. Место захоронения: нет данных.
Пилот: подпоручик-пилот инженер Марек Гавловски (Marek Gawlowski) сын Станислава, родился 12 мая 1955 года в м.Бяла Гура (Biala Go'ra); выпускник Школы Хоронжих ВВС в 1977 году, Офицерской школы летчиков в 1980 году; летчик 3 истребительно-бомбардировочного авиационного полка в Быдгошчы, летчик 1 класса. Налет: 370 часов. На самолетах Су-7БКЛ - 67 часов. Задание: полет в зону на средний пилотаж днем в ПМУ. Обстоятельства катастрофы: выполняя полет в зону на самолете Су-7БКЛ, летчик вывел самолет на за кретические углы атаки на малой высоте, ненароком введя самолет в режим самовращения. Летчик погиб, не имея возможности остановки самовращения самолета и катапультирования из-за больших перегрузок. Самолет столкнулся с землей. Летчик выполнял последний полет перед отпуском, этим же днем должен был выехать на отдых. Вероятно торопясь, хотел ввести самолет в разворот в сторону аэродрома непосредственно по окончанию последней бочки в зоне. Произошло "перетягивание" вращающегося вокруг своей продольной оси самолета, с неожиданным ростом углов атаки и машина резко сорвалась в штопор. Причина: ошибка в технике пилотирования, выразившиеся в вводе самолета на за кретические углы атаки на высоте не позволяющей вывода самолета с опасного положения и безопасного катапультирования. Причиной самостоятельного роста углов атаки была средняя сила масс, действующих вдоль фюзеляжа, который вращался вокруг свой оси. Это было очень опасное явление, которое ранее не проявлялось в полетах других самолетов. Место захоронения: городское кладбище в Демблине.
Инструктор: капитан-пилот инженер Рышард Дзиуда (Ryszard Dziuda) сын Людвика, родился 20 октября 1951 года в м.Цеплице Шленские (Cieplice S'laskie); выпускник Офицерской школы летчиков 1973 году; начальник воздушной стрельбы эскадрильи 58 штурмового бомбардировочного авиационного полка ОШЛ; летчик 1 класса, посмертно представлен к званию майор. Налет: 1746 часов на самолетах TS-11 Iskra и SBLim-2. Налет на SBLim-2 - около 818 часов. Пилот: подпоручик-пилот инженер Роман Сайдак (Roman Sajdak) сын Францишка, родился 23 марта 1953 года в м.Тухов (Tucho'w) повет Тарнув (Tarno'w); выпускник Офицерской школы летчиков в 1976 году; старший инструктор 58 штурмового бомбардировочного авиационного полка ОШЛ; летчик 2 класса, посмертно представлен к званию капитан. Налет: 765 часов на самолетах: SBLim-2, Lim-2, Lim-5. Налет на SBLim-2 - около 364 часов. Задание: инструкторско-методический полет по кругу днем в ПМУ. Обстоятельства катастрофы: во время выполнения инструкторско-методического полета по кругу днем в ПМУ на самолете SBLim-2 на высоте 500 метров, экипаж услышал (между вторым и третим разворотом) треск в двигателе. Летчик доложил РП: "Треск в двигателе, иду на посадку", а через 8 секунд: "Упали обороты". В двигателе начался пожар и упали обороты. Экипаж ошибочно оценил опасность. Вместо того чтобы увеличить высоту и катапультироваться, приняли решение произвести посадку. Майор Р.Дзиуда управлял самолетом до момента столкновения с землей, а подпоручик Р.Сайдак катапультировался на слишко малой высоте (50 метров) и погиб, упав на землю с нераскрывшимся парашютом. Руководитель полетов не понял докладов о ситуации на борту. Заместтель командира полка, который слушал доклады сидя в кабине самолета на стоянке, увидел горящий самолет, который летел в сторону аэродрома, по его оценке, на высоте 200 метров. Горящий самолет столкнулся с лесом на расстоянии 1650 метров на юг от начала ВПП в Демблине. Были выпущеннве шасси и убранны закрылки. Поступательная скорость составляла около 200 км/час., была большая скорость вертикального снижения. Угол наклона траектории полета составлял 24o, угол атаки - около 30o, магнитный курс 347o. Причина: выключение двигателя в полете из-за рассоединения трубопровода высокого давления топлива, которое вызвало пожар двигателя. Рассоединение произошло из-за производственного брака. Не следует также исключать не качественное обслуживание или ремонт. В сложившейся ситуации экипаж вместо катапультирования, когда еще позволяли условия полета, принял ошибочное решение о аварийной посадке.br>
Место захоронения: капитан Р.Дзиуда похоронен на городском кладбище в Демблине.
Пилот: подпоручик-пилот инженер Хенрык Банашак (Henryk Banaszak) сын Богдана, родился 03 апреля 1954 года в м.Слупск (Slupsk); выпускник Офицерской школы летчиков в 1978 году; старший летчик звена в 6 истребительном авиационном полку в Пиле; летчик 1 класса. Налет: 580 часов на самолетах: УТИ МиГ-15, МиГ-15, SBLim-1, SBLim-2. Налет на Lim-6 bis - около 275 часов. Задание: полет по маршруту с разведкой и бомбометанием ночью в ПМУ. Обстоятельства катастрофы: летчик самолета Lim-6 bis выполнял полет по маршруту с разведкой и бомбометанием ночью в ПМУ. На 23 минуте полета, после воздушной разведки, во время доклада летчика по радио, произошло столкновение самолета с землей. Летчик из-за не внимания допустил переход самолета на снижение. Причина: рассеянное внимание летчика, способствовало усталость, не качественная подготовка к полету. Место захоронения: городское кладбище в Торуне.