42. Катастрофа самолета Lim-5 08 октября 1976 года.
Пилот: подпоручик-пилот инженер Ян Холубович (Jan Holubowicz) сын Яна, родился 17 сентября 1948 года в м.Харковиче (Harkowicze) повет Сокулка (Soko'lka); выпускник Технической школы ВВС в 1969 году, Офицерской школы летчиков в Демблине в 1975 году; летчик 11 истребительного авиационного полка; летчик 3 класса. Налет: 254 часа на самолетах: TS-8, TS-11, SBLim-2, Lim-5, МиГ-21. Налет на самолетах Lim-5 - около 65 часов. Задание: полет парой в составе звена на малой высоте. Обстоятельства катастрофы: летчик вылетел на самолете Lim-5 с аэродрома Познань Кшесины днем в ПМУ. Должен был выполнить полет парой в составе звена на малой высоте. Во время выполнения разворота вышел вперед и опередил другие самолеты. Желая занять место в строю звена, уменьшил скорость и выполнил разворот влево, это вызвало "перетягивание" самолета и столкновение с землей в районе м.Кленбово, неподалеку от города Милослав. Причина: ошибка летчика при занятии места в строю, а также неправильное командование звеном и слабая подготовка экипажей к выполнению полетов. Место захоронения: кладбище в Харковичах.
43. Катастрофа вертолета Ми-2 11 января 1977 года.
Пилот: младший хоронжий-пилот Збигнев Добош (Zbigniew Dobusz) сын Юзефа, родился 08 января 1952 года в м.Ленборк (Len,bork); выпускник Школы хоронжих ВВС в 1974 году; летчик 33 вертолетной эскадрильи 49 авиационного полка наземных войск в Прушчу Гданьским; летчик 3 класса. Налет: 206 часов на вертолетах: SM-1, SM-2, Ми-2. Налет на вертолетах Ми-2 - около 123 часов. Бортовой стрелок: старший сержант Зыгмунт Смигельски (Zygmunt S'migielski) сын Юзефа, родился 22 ноября 1937 года; старший бортовой стрелок. Задание: самостоятельный полет по маршруту с посадкой на площадке ночью в СМУ. Обстоятельства катастрофы: экипаж выполнял на вертолете Ми-2 самостоятельный полет по маршруту с посадкой на площадке ночью в СМУ. После взлета с площадки, на высоте 50 метров летчик убрал и выключил фару. После этого произошла раскачка вертолета и резкое снижение высоты полета. Вертолет столкнулся с землей на расстоянии 750 метров от места взлета. Экипаж погиб, вертолет уничтожен. Причина: потеря представления о пространственном положении вертолета после выключения бортовой фары. Отсутствовали светящиеся объекты, которые помогли определить пространственное положение вертолета. Место захоронения: нет данных.
44. Катастрофа самолета Ан-2 14 февраля 1977 года.
1 Пилот: старший хоронжий-пилот Анджей Виктор Вавжашек (Andrzej Wiktor Wawrzaszek) сын Яна, родился 21 февраля 1951 года в Сталова Вола (Stalowa Wjla) воеводство Жешовские; выпускник Школы хоронжих ВВС в Демблине в 1971 году; командир экипажа, старший летчик транспортных самолетов; летчик 1 класса. Налет: 1239 часов на самолетах Ан-2. 2 Пилот: подпоручик-пилот инженер Войцех Жепка (Wojciech Rzepka) сын Станислава, родился 26 марта 1951 года в Жешове (Rzeszowie); выпускник Офицерской школы летчиков в Демблине в 1975 году; старший летчик транспортных самолетов; летчик 3 класса, посмертно представлен к званию поручика. Налет: 1026 часов на самолетах Ил-14 и Ан-2. Налет на самолете Ан-2 - около 984 часов. Бортовой техник: сержант Франтишек Гервазик (Francieszek Gierwazik) сын Станислава, родился 23 августа 1931 года в м.Занемысль (Zaniemysl') повет Серадз; выпускник Технической школы ВВС в 1951 году; посмертно представлен к званию хоронжего. Налет: 999 часов на самолетах Ан-2. Пассажир: полковник-пилот Юзеф Перун (Jo'zef Piorun) сын Станислава, родился 25 декабря 1930 года в м.Вжашчув (Wrzaszczo'w) повет Радом; выпускник Офицерской школы летчиков в Радоме в 1952 году, Авиационной Академии в СССР 1958 году, последипломных курсов в Академии Генерального штаба в 1968 году; старший офицер Отдела оперативного планирования Командования ВВС; летчик 1 класса. Налет: 1450 часов на самолетах: УТ-2, По-2, CSS-13, Як-9, Як-11, Як-17, Як-18, Як-23, УТИ МиГ-15, МиГ-15, МиГ-15 бис, TS-11 Iskra, Lim-1, Lim-2. Пассажир: подполковник-пилот инженер Мечислав Пентовски (Mieczyslaw Pie,towski) сын Станислава, родился 02 сентября 1929 года в м.Мсьцюв (Ms'cio'w) повет Сандомеж; выпускник Офицерской школы летчиков в Демблине в 1951 году, Курсов доподготовки офицеров в 1975 году, Военной академии ВВС в 1975 году; старший инспектор Отдела летного обучения Командования ВВС; летчик 1 класса, посмертно представлен к воинскому званию полковника. Налет: 2825 часов на самолетах: УТ-2, По-2, УИЛ-2, Ил-2, Ил-10, Як-11, TS-8 Bies, МиГ-21Р. Пассажир: подполковник-пилот инженер Хероним Ежак (Hieronim Jerzak) сын Павла, родился 15 февраля 1934 года в м.Васылув (Wasylo'w) повет Хрубешув (Hrubieszo'w); выпускник Офицерской школы летчиков в Радоме в 1959 году, Военной технической академии в 1969 году, Академии Генерального штаба в 1972 году; старший инспектор Отдела летного обучения Командования ВВС; летчик 1 класса, посмертно представлен к воинскому званию полковника. Налет: 2504 часа на самолетах: TS-8 Bies, TS-11 Iskra, УТИ МиГ-15, Миг-15, Lim-1, Lim-2, Lim-5. Пассажир: подполковник Хенрик Виктор Белзек (Henryk Wiktor Belz'er) сын Владислава, родился 23 июля 1927 года в м.Кжешув (Krzeszo'w) повет Билгорай (Bilgoraj); офицер Отдела организации и планирования командования войск связи и радиолокационнного обеспечения полетов, посмертно представлен к воинскому званию полковника. Пассажир: капитан магистр инженер Марек Козловски (Marek Kozlowski). Задание: полет по маршруте днем в СМУ с посадкой на другом аэродроме. Обстоятельства катастрофы: самолет Ан-2 вылетел с Познани в Варшаву. Экипаж составлял песонал 17 эскадрильи связи Командования ВВС. На борту находились пассажиры - члены комиссии Командования ВВС. Летчик после взлета выполнил полет по кругу с левым разворотом над аэродромом Лавица, увеличивая высоту до 400 метров с целью проверки атмосферных условий. Полет должен был выполняться на высоте 200 метров. Через 5 минут полета летчик доложил, что возвращается на аэродром. Через 8 минут полета самолет столкнулся с землей. Все члены экипажа и пассажиры погибли. Причина: непосредственной причиной была ошибка допущенная экипажем. Она состояла в том, что был большой крен самолета во время захода на посадку, который резко увеличился до черезмерного после включения триммеров. Чрезмерный крен самолета вызвал резкое падение высоты и увеличение скорости полета, что сделало не возможным вывести самолет из трудного положения. К допушению ошибки привело не удолетворительное руководство экмпажем, а также выполнение захода в сложных атмосферных условиях, при которых правила запрещали выполнение захода на посадку, без использования радиотехнических средств обеспечения полетов. Место захоронения: старший хоронжий А. Вавжашек на приходском кладбище в Забикове, подполковник Х.Белзек, сержант Ф.Гервазик - на кладбище Познань Юниково, полковник Ю.Перун, подполковник М.Пентовски, подполковник Х.Ежак - на кладбище Поважковским в Варшаве.
45. Катастрофа самолета SBLim-2 16 марта 1977 года.
Пилот: майор-пилот Едвард Комор (Edward Komor) сын Теофила, родился 13 мая 1941 года в м.Уджин (Udrzyn) повет Острув Мазовецки; выпускник Офицерской школы летчиков в Демблине в 1963 году, Академия Генерального штаба ВП в 1975 году, заместитель командира 41 истребительного авиационного полка по подготовке 4 иад в Мальборку; летчик 1 класса. Налет: 1205 часов на самолетах: Як-23, УТИ МиГ-15, Lim-2, SBLim-2, Lim-5, МиГ-21М. Пилот: майор-пилот Здзислав Мариан Томашек (Zdzislaw Marian Tomaszek) сын Стефана, родился 16 марта 1936 года в м.Верушув (Wieruszo'w); выпускник Офицерской школы летчиков в Радоме в 1957 году; Курсов командиров звеньев в 1967 году, Курсов переучивания на Е-7 в 1969 году, Курсов руководителей полетов в 1971 году; командир авиационной эскадрильи 41 истребительного авиационного полка 4 иад в Мальборку; летчик 1 класса. Налет: 1863 часа 52 минуты на самолетах: TS-8 Bies, TS-11 Iskra, УТИ МиГ-15, Lim-2, SBLim-2, МиГ-21. Задание: полет на разведку погоды. Обстоятельства катастрофы: экипаж самолета SBLim-2 выполняла полет на разведку погоды. С целью определения нижней высоты выступающей тучи решил снизить высоту полета, не доложив об этом руководителю полетов. По ошибке приняли верхнию границу тумана за нижнию границу тучи, не учитывая разницы в высоте территории и аэродрома. Переведя самолет в горизонтальный полет в верхней части тумана столкнулись с деревьями. Верхняя граница тумана проходила на высоте 30 метров от земли. Самолет столкнулся с землей под углом 5o, со скоростью 600 км/час. Экипаж погиб, самолет полностью уничтожен. Причина: непосредственная причина столкновения самолета с деревьями, а потом с землей было неправильное распределение внимание летчиками во время снижения высоты с целью определения нижней границы тучи, а также не выдерживание безопсной высоты на последнем этапе снижения. Место захоронения: городское кладбище в Мальборку.
Пилот: подполковник-пилот Хенрык Байер (Henryk Bajer) сын Роха, родился 29 октября 1928 года в Лодзи; выпускник Офицерской школы летчиков в Демблине в 1951 году; командир звена; летчик 1 класса. Налет: 5734 часа. Пилот: подполковник- пилот Тадеуш Флорек (Tadeusz Florek) сын Лукаша, родился 30 января 1934 года в м.Херманова (Hermanowa) повет Жешув; выпускник Офицерской школы летчиков в Демблине в 1957 году; командир звена; летчик 1 класса. Налет: 2956 часов на самолетах: Як-18, Ил-28, Ан-12. Штурман: майор-штурман Ян Ковалик (Jan Kowalik) сын Яна, родился 17 октября 1934 года в м.Бжуpка (Brzo'zka) повет Ченстохова; выпускник Офицерской школы летчиков в Демблине в 1957 году, Курсов доподготовки офицеров в 1960 году; штурман эскадрильи; штурман 1 класса, посмертно представлен к званию подполковник. Подготовил несколько военных штурманов. Налет: 3969 часов на самолетах Ил-28 и Ан-12Т. Техник: капитан Адам Рыбак (Adam Rybak) сын Александра, родился 02 января 1925 года в м.Бучач (Buczacz); выпускник Технической школы ВВС в 1952 году; техник группы обслуживания звена, посмертно представлен к званию майор. Налет: более 3000 часов на самолетах: Ан-2, Ан-24, Ан-26, Ил-14, Ан-12Т. Техник: поручик Януш Лех (Janush Lech) сын Людвика, родился 15 мая 1947 года в Жешове; выпускник Технической школы ВВС в 1969 году; техник аиационного и десантного оборудования эскадрильи, посмертно представлен к званию капитан. Налет: более 520 часов на самолетах: Ил-14, Ан-26, Ан-2, Ан-12. Техник: майор Ежи Владзимеж Гжывалски (Jerzy Wlodzimierz Grzywalski) сын Яна, родился 14 апреля 1933 года в Варшаве; выпускник Технической школы ВВС в 1952 году; старший бортовой техник, посмертно представлен к званию подполковник. Налет: более 2500 часов на самолетах:Ли-2, Ан-2, Ил-14, Ан-12. Задание: обслуживающий полет Обстоятельства катастрофы: экипаж 3 аэрофотограмметрично-транспортной эскадрильи 13 транспортного авиационного полка в Кракове погибла при катастрофе самолета Ан-12Б в местности Аромаунт под Бейрутом в Ливии. Выполнялся полет с Жешува в Бейрут по заказу Польских авиалиний LOT. Причина: нет данных. Место захоронения: подполковник Х.Байер, подполковник Т.Флорек, майор Я.Ковалик, поручик Я.Лех на военном кладбище в Кракове, капитан А.Рыбак на военном кладбище в Радоме, майор Е.Гжывалски на кладбище в Болеславцу.
Пилот: подполковник-пилот Антони Бабкевич (Antoni Babkiewicz) сын Яна, родился 13 июня 1931 года в м.Ружанка над Бугем (Ro'zanka nad Bugiem); выпускник Офицерской школы летчиков в Демблине в 1955 году; заместитель командира 62 истребительного авиационного полка ; летчик 1 класса, посмертно представлен к званию полковник. Налет: 2444 часов на самолетах: TS-8 Bies, УТИ МиГ-15, Lim-1, Lim-2, Lim-5, МиГ-21САС, УС, ПФМ. Пилот: подполковник-пилот Ромуалд Рейевски (Romuald Rejewski) родился 21 октября 1940 года в Быдгошчы; выпускник Офицерской школы летчиков в Демблине в 1962 году и Академии Генерального штаба ВП в 1969 году; командир 62 истребительного авиационного полка ПВО в Познани Кжесинах; летчик М класса, посмертно представлен к званию полковник.. Налет: более 1434 часа на самолетах: УТИ МиГ-15, Lim-2, Lim-5, МиГ-21. Задание: учебный полет днем в ПМУ на атаку наземных целей. Обстоятельства катастрофы: во время учебного полета на атаку наземных целей, после вывода самолета с пикирования летчик ввел самолет в набор высоты с большими углами атаки и креном на левое крыло. Самолет перешел на углы атаки близкие к критическим и вошел в зону вибрации, что вызвало потерю скорости полета. Экипаж не предпринял экстренных мер по исправлению ситуации - самолет продолжал летеь с большими углами атаки, уменьшая скорость и высоту полета, кренясь с крыла на крыло. Потом свалился резко теряя высоту и скорость полета. Летчик из первой кабины принял решение на катапультирование и привел в действие систему катапультирования. Однако высота полета была мала. Сбросился только фонарь первой кабины и самолет столкнулся с землей. Влияние на вывод самолета на критические углы атаки имело, наиболее вероятно, выпуск триммера, что вызвало "перетягивание" машины в развороте. Причина: неправильные действия экипажа в сложной обстановке при выходе триммера в крайнее положение и не катапультирование на безопасной высоте. Место захоронения: подполковник А.Бабкевич на кладбище Познань Юниково.
48. Катастрофа самолета МиГ-21МФ 15 июня 1977 года.
Пилот: подпоручи-пилот инженер Мечислав Мариан Хуза (Mieczyslaw Marian Huza) сын Яна, родился 02 января 1948 года в м.Забжеж (Zabrzez') повет Новы Санч (Nowy Sa,cz); выпускник Офицерской школы летчиков в Демблине в 1973 году; старшмй летчик звена 41 истребительного авиационного полка в Малборку; летчик 3 класса. Налет: 417 часов на самолетах: УТИ МиГ-15, Lim-5, МиГ-21. Задание: прелет на запасной аэродром. Обстоятельства катастрофы: летчик самолета МиГ-21МФ выполнял заход на посадку на своем аэродроме. Руководитель полетов отправил его на запасной аэродром в Бабих Долах, так как на полосе находился горящий самолет Lim-5, который сел с убранными шасси. На аэродроме в Бабих долах были выключены радиотехнические средства обеспечения полетов. Летчик попытался приземлиться на территории, которая напоминала полосу запасного аэродрома. Когда он убедился, что ошибся, катапультировался на малой высоте и погиб. Катастрофа произошла в районе м.Богатка около Малборка. Причина: катапультирование летчика на малой высоте, добавочные трудности катапультирования вызвала не благоприятные параметры полета: снижение и крен самолета около 60o. Место захоронения: новое городское кладбище в Старым Старым Санчу.
Пилот: подпоручик-пилот Франтишек Зыгмунт Гурницки (Franciszek Zygmunt Go'rnicki) сын Зыгмунта, родился 05 октября 1950 года в м.Малогошч (Malogoszcz) повет Енджейув (Je,drzejo'w); выпускник Школы Хоронжих ВВС в 1970 году, Офицерской школы летчиков в 1975 году; Курсов пилотажа на SM-1, Курсов начальников разведки в 1977 году, начальник разведки, штурман эскадрильи 49 боевого вертолетного полка в Прушчу Гданьским; летчик 2 класса, посмертно представлен к воинскому званию поручика. Налет: более 700 часов на вертолетах: SM-1, SM-2, Ми-2. Задание: полет по маршруту над морем. Обстоятельства катастрофы: экипаж вертолета выполнял полет днем в ПМУ. Скорость полета вертолета составляла 160 км/час., а высота полета 100 метров. На расстоянии 15 километров от Прушчу Гданьского экмпаж услышал скрежет в районе главного редуктора, почувствовал торможение вертолета и раскачку. Летчик принял решение о аварийной посадке. Когда заметил перед собой линию электропередач, потянул ручку "шаг-газ" в вверх до упора. Тогда произошло резкое содрагание вертолета,потеря управляемости и столкновение с насыпью земли в районе м.Блотник. Раненый штурман покинул вертолет, летчик погиб в пожаре. Причина: потеря управляемости вертолета по направлению в результате повреждения рулевого винта оторванной штыревой антенной радиостанции Р-860. Место захоронения: городское кладбище в Прушчу Гданьским.
50. Катастрофа самолета Lim-6 bis 05 сентября 1977 года.
Пилот: подпоручик-пилот инженер Хенрык Ласота (Henryk Lasota) сын Мечислава, родился 13 июля 1951 года в м.Выгленды (Wygle,dy) повет Прушкув; выпускник Офицерской школы летчиков в 1974 году; старший летчик звена 8 истребительного учебного авиационного полка в Мирославцу; летчик 3 класса. Налет: 341 час на самолетах: TS-8 Bies, TS-11 Iskra, SBLim-2, Lim-2, Lim-6. Задание: полет по маршруту с посадкой на другом аэродроме днем в ПМУ. Обстоятельства катастрофы: через 2 минуты 31 секунду после взлета самолета Lim-6 bis летчик доложил о неправильной работе двигателя:"Обороты максимальные, двигатель не тянет". Руководитель полетов дал команду:"После набора высоты - возврат и посадка на аэродроме вылета". Самолет терял скорость и высоту. После разворота стал неуправляемый и резко стал снижаться. Только тогда летчик принял решение о катапультировании. Фонарь кабины был сброшен на высоте 200 метров, катапультирование произошло на высоте 100 метров. Летчик упал вместе с креслом в м.Суслары, в 14 километрах от Свиднина. Столкнувшись с землей летчик погиб на месте. Причина: забитие массленного насоса, что сделало невозможным дальнейший полет. Летчик слишком поздно катапультировался, гораздо ниже безопасной высоты для самолетов типa Lim-6. Место захоронения: городское кладбище в Цеханове.
51. Катастрофа самолета МиГ-21У 16 января 1978 года.
Пилот: поручик-пилот инженер Томаш Смага (Tomasz Smaga) сын Яна, родился 03 января 1949 года в Ксежомежу (Ksie,zomierzu) повет Крвсьник; выпускник Офицерской школы летчиков в 1973 году; старший летчик 39 истребительного авиационного полка ПВО в Межицицах; летчик 2 класса. Налет: 433 часа 20 минут на самолетах: TS-11 Iskra УТИ МиГ-15, Lim-5, МиГ-21, УМ, УС, СПС. Задание: учебный полет по кругу ночью в ПМУ. Обстоятельства катастрофы: во время учебного полета по кругу на самолете МиГ-21У произошел отказ двигателя, вызванный разрывом мембраны ограничения максимального давления топливного насоса форсажа. Обучаемый летчик катапультировался. Вместе с катапульным креслом столкнулся с землей в районе местности Неженцице, на расстоянии 7,5 километров от Сивежа и погиб. Во время катапультирования произошло заклинивание и обрыв тросика разъединяющего привод ОКР-2 катапультного кресла в результате не замены этого тросика на короткий. Инструктор, летчик со второй кабины, покинул самолет и благополучно приземлился. Причина: авария двигателя, вызванная неисправностью топливного оборудования. Смерть летчика вызвана не отделением от кресла из-за отказа автомата открытия привязных ремней. Место захоронения: приходское кладбище в Ксежомежу.
Пилот: поручик-пилот инженер Антони Дзядовец (Antony Dziadowiec) сын Францишка. родился 12 января 1950 года в м.Денбица (De,bica); выпускник Офицерской школы летчиков в 1973 году; старший летчик звена 7 бомбардировочно-разведывательной авиационной бригады в Повидзу; летчик 2 класса, посмертно представлен к званию капитана. Налет: 507 часов на самолетах: TS-11 Iskra, Су-7, Су-20. Задание: полет по маршруту на разведку ночью в ПМУ. Обстоятельства катастрофы: летчик вылетел с аэродрома Беднары. Выполнял ночной полет на разведку на самолете Су-20. Во время доклада по радио, манипулируя картой, случайно ударил по ручке управления самолета, что вызвало выключение автопилота и переход самолета на снижение. Летчик этого не заметил. Самолет столкнулся с землей в м.Павлово Колония около Гнезна. Летчик погиб. Причина: ошибка летчика, заключающаяся в неправильном распределении внимания в полете. Место захоронения: кладбище в Быдгошчы.
53. Катастрофа самолета TS-11 Iskra 27 мая 1978 года.
Пилот: плутоновы-пилот Казимеж Миланюк (Kazimierz Milaniuk) сын Станислава, родился 02 мая 1956 года в м.Давиды (Dawidy); курсант 3 года Офицерской школы летчиков. Налет: 59 часов на самолете TS-11 Iskra. Инструктор: поручик-пилот инженер Станислав Качор (Stanislaw Kaczor) сын Антонего, родился 01 мая 1948 года в Валбжыху (Walbrzychu); выпускник Офицерской школы летчиков в 1972 году; командир звена 66 учебного авиационного полка ОШЛ в Томашове Мазовецким; инструктор, летчик 2 класса. Налет: 1133 часа на самолетах: TS-8 Bies, TS-11 Iskra, SBLin-2, Lim-2. Задание: полет в зону с целью выполнения фигур простого пилотажа по упр.7 ППЛ-74, а также имитация посадки с выключеннвм двигателем. Обстоятельства катастрофы: после выполнения задания в зоне курсант доложил на 16 минуте полета о окончании задания в зоне и попросил РП о разрешении на выполнение имитации вынужденной посадки. Руководитель полетов разрешил и передал экипажу информацию о силе и направлении ветра. Курсант доложил:"Над точкой, высота 700 метров, высота маневра 580 метров". Самолет находился в это время над началом ВПП. Шасси были выпущенны, летел с уменьшиными оборотами двигателя до номинальных, с курсом 326o, со сниженем и скоростью 250 км/час. Находясь на продолжении оси ВПП, летчик в развороте увеличил крен самолета более установленных 45o. Самолет сорвался в штопор. Руководитель полетов, видя опасоное положение самолета спросил: "Что ты делаешь? Что ты делаешь?". Экипаж не смог вывести самолет со штопора, самолет столкнулся с землей на расстоянии 1700 метров от начала полосы летя с курсом 290o, с углом крена около 70o. Скорость самолета была только 185 км/час, обороты двигателя были 10500 об/мин, в топливных баках было 900 литров топлива. Летчики погибли. Катастрофа произошла в районе м.Новы Глинник. Причина: черезмерное увиличение крена самолета экипажем при выполнии маневра захода на посадку с выключенным двигателем. Это привело к срыву самолета в штопор и столкновению с землей. Место захоронения: поручик С.Качор похоронен на кладбище в м.Тлухово повет Влоцлавек, плутоновы К.Миланюк похоронен на кладбище в м.Геси повет Бяла Подляска.
54. Катастрофа самолета МиГ-21У 14 июня 1978 года.
Инструктор: капитан-пилот Збигнев Янцевич (Zbigniew Jancewicz) сын Аугуста родился 31 октября 1941 года в Вильно; выпускник Офицерской школы летчиков в Демблине в 1966 году; командир звена 11 истребительного авиационного полка ПВО в Вроцлаве; летчик 1 класса. Налет: более 1700 часов на самолетах: УТИ МиГ-15, МиГ-15, Lim-1, Lim-5, Ts-11 Iskra, МиГ-21. Задание: нет данных. Обстоятельства катастрофы: в 18 часов 38 минут взлетел капитан-пилот Перонек (Pieronek). Через несколько минут полета днем в СМУ руководитель полетов дал команду летчику о возвращение на аэродром из-за ухудшения погодных условий. При пробеге в дожде по полосе в 18 часов 53 минуты на самолете оторвался трос тормозного парашюта и самолет въехал в сетку АТУ. Минутой позже произвел посадку самолет МиГ-21У с экипажем в составе : инструктор - капитан-пилот Збигнев Янцевич (в первой кабине) и подпоручик-пилот инженр Здзислав Басиньски (Zdzislaw Basin'ski) во второй кабине. После приземления самолета не вышел тормозной парашют. Чтообы не допустить столкновения с самолетом капитан Перонка, летчик резко сввернул на скорости 200 км/час., что вызвало капотаж и пожар на самолете. Капитан З.Янцевич погиб, капитан З.Басиньски выбрался с горящего самолета с помощью капитана Перонка. Причина: ошибочное решение РП, давшего согласие на посадку воторого самолета в ситуации когда ВПП была заблокирована. Место захоронения: кладбище Особовицки в Вроцлаве.
55. Катастрофа самолета SBLim-2 04 июля 1978 года.
Инструктор: поручик-пилот инженер Чеслав Влодарчык (Czeslaw Wlodarczyk) сын Юлиана, родился 08 июля 1949 года в Еленей Гуже (Jeleniej Go'rze); выпускник Офицерской школы летчиков в Демблине в 1974 году; старший инструктор 58 учебно-боевого авиационного полка в Демблине; летчик 3 класса. Налет: 588 часов на самолетах: TS-11 Iskra, SBLim-2, Lim-5. Задание: учебный полет по маршруту на малой высоте с выходом на цель в установленное время по упр.30 ППЛ-75. Обстоятельства катастрофы: в 11 часов 23 минуты на самолете SBLim-2 вылетел экипаж в составе: хоронжий Кубицки и старший инструктор поручик Ч.Влодарчык. Должны были выполнить полет на вычсоте 200 метров. После взлета инструктор получил по радио от РП просьбу о посадке на аэродроме взлетв в 11 часов 57 минут. В 11 часов 47 минут хоронжий Кубицки попросил РП проинформировать о ситуации на кругу над аэродромом и о разрешении выполнения второго разворота, с внешней стороны круга, на высоте 400 метров и скорости около 550 км/час. Инструктор через самолетное переговорное устройство передал команду следующего содержания: "Холера, прыгаем, я первый". Будучи уверенным, что инструктор уже катапультировался, подхоронжий катапультировался на высоте 250 метров и приземлился на парашюте вблизи места падения самолета, в м. Цемна Даброва. Инструктор, поручик Влодарчык не покинул самолет и погиб. Перед покиданием самолета подхоронжим Кубицким экипаж не пытался увеличить высоту, не делала докладов, которые свидетельствовали неисправности самолета или плохом самочувствии летчиков. Анализ траектории столкновения самолета с землей, а также результаты проб проведенные комиссией, показали, что самолет в последней фазе полета не был управляем экипажем, а траектория его полета была результатом выпущенного на 2o триммера высоты (на снижение). Механизм управления шасси был исправным. Причина: катастрофы было не покидание самолета старшим инструктором Ч.Влодарчыком после принятии решения о катапультировании экипажа. Место захоронения: военное кладбище в Радоме.
56. Катастрофа самолета SBLim-2 27 июля 1978 года.
Пилот: подпоручик-пилот инженер Казимеж Грохала (Kazimierz Grochala) сын Тадеуша, родился 04 августа 1952 года в м.Глогув (Glogo'w); выпускник Офицерской школы летчиков в 1976 году; старший летчик звена 40 истребительно-штурмового авиационного полка в Свидвине, 3 шрад; летчик 3 класса, посмертно представлен к званию поручика. Налет: более 381 часа на самолетах: TS-8 Bies, TS-11 Iskra, SBLim-2. Задание: нет данных. Обстоятельства катастрофы: летчик выполнял на самолете SBLim-2 имитацию посадки с отказавшим двигателем. Приземление произошла на расстоянии 540 метров от начала ВПП, на три точки, что на большой скорости вызвало три "козла", переворот самолета вдол продольной оси влево на 180o и столкновение с землей в перевернутом положении. Летчик погиб, инструктор получил тяжелые раны. Причина: не готовность интруктора к исправлению ошибок во время имитации посадки с отказавшим двигателем. Место захоронения: городское кладбище в Мельцу.
57. Катастрофа самолета SBLim-2 25 августа 1978 года.
Пилот: майор-пилот Кжи Мирски(Jerzy Mirski) сын Людвика, родился 12 июля 1942 года в м.Кобыланы (Kobylany) повет Кросно; выпускник Офицерской школы летчиков в Демблине в 1964 году, Академия Генерального штаба ВП в 1974 году; заместитель командира эскадрильи 32 авиационного оперативной и артиллерийской разведки полка в Сохачеве 3 шрад; летчик 1 класса. Налет: 1201 час 28 минут на самолетах: TS-8 Bies, Як-11, УТИ МиГ-15, SBLim-2, Lim-2, МиГ-21Р. Задание: перелет на другой аэродром днем в СМУ. Обстоятельства катастрофы: летчик погиб на самолете Lim-2 перелетая днем в СМУ с аэродрома Мирославцв на аэродром Сохачево. Столкновение самолета с землей произошло под углом 40o, на скорости 880 км/час., в районе м.Скжатуш около Валча. Вероятная причина: потеря пространственной ориентировки во воремя полета в облаках из-за отсутсвия показаний исскуственного авиагоризонта АГД-1 (не была включена заслонка во второй кабине). Место захоронения: приходское кладбище в м.Кобыланы повет Кросно.
58. Катастрофа вертолета Ми-2 (столкновение двух вертолетов в воздухе) 23 октября 1978 года.
Пилот: старший хоронжий-пилот Ян Зелиньски (Jan Zelin'ski) сын Станислава, родился 02 февраля 1946 года; выпускник Школы хоронжих ВВС в Демблине в 1972 году; летчик 2 класса. Налет: 952 часа. Бортовой механик: капрал Тадеуш Степень (Tadeusz Ste,pen') сын Зыгмунта, родился 30 июня 1957 года. Задание: показательный полет в составе звена на атаку наземных целей днем в ПМУ. Обстоятельства катастрофы: во время показа атаки наземных целей на полигоне в Дравску Поморским звеном боевых вертолетов, произошло столкновение в воздухе, двух вертолетов Ми-2 с 49 боевого вертолетного полка ВВС в Прушчу Гданьским. Экипаж одного вертолета погиб, летчик второго вертолета получил ранения. Причина: ошибка в пилотировании допущенная одним из летчиков в результате неправильного распределения внимания в групповом полете. Место захоронения: нет данных.
59. Катастрофа самолета Lim-5 21 декабря 1978 года.
Пилот: поручик-пилот Станислав Дружковски (Stanislaw Druzkowski) сын Казимежа, родился 25 февраля 1951 года в м.Лониова (Loniowa); выпускник Офицерской школы летчиков в 1973 году; командир звена 41 истребительного авиационного полка ПВО в Мальборку; летчик 1 класса. Налет: 753 часа на самолетах: УТИ МиГ-15, Lim-2, Lim-5. Задание: полет по маршруту на перехват цели ночью в ПМУ. Обстоятельства катастрофы: летчик выполнял полет по маршруту на самолете Lim-5 в роли цели. Поскольку на самолете-цели не были включены аэронавигационные огни, с ним столкнулся самолет-перехватчик. Столкновение вызвало отрыв крыла и потерю управляемости. Самолет столкнулся с землей между м.Новым Мястем Любавским и Лидзбаркем Варминьским. Летчик самолета-цели погиб, летчик самолета-перехватчика катапультировался. Причина: не выполнение летчиками установленных условий выполнения задания, приближение самолета-перехватчика к не освещенному аэродинамическими огнями самолету-цели. Также повлияло недостаточный контроль процесса полета наземными службами управления воздушным движением. Место захоронения: нет данных.