25. Катастрофа самолета Як-23 03 декабря 1952 года.
Пилот: подпоручик-пилот Станислав Жыльски (Stanislaw Zylski) сын Cтанислава, родился 29 апреля 1931 года в Кракове, выпускник Офицерской школы летчиков в Родоме в 1951 году, помощник командира эскадрильи пилотирования, штурман 2 истребительного полко 7 истребительной дивизии в Кракове. Налет: 391 час 46 минут на самолетах: По-2, УТ-2, Як-9Н, Як-9П, Як-9М, Як-11, УЯк-17, Як-17, Як-23. Задание: полет на технический облет самолета. Обстоятельства катастрофы: летчик взлетел с аэродрома Краков-Раковице на самолете Як-23. Должен был выполнить технический облет самолета. После выполнения первого круга над аэродромом, на высоте 500 метров, пролетел над стартовыми знаками для выполнения повторного полета по кругу. Между вторым и третьем разворотом, по просьбе руководителя полетов, передал по радио следующию информацию: "Высота облаков 500 метров, видимость 10 - 12 километров". После выполнения третьего разворота самолет пропал с глаз наблюдавших его людей. Летчик на вызовы по радио не отвечал. Во время поисков, на расстоянии 5 километров от аэродрома, в краковском районе Чарна Весь (Czarna Wies'), между зданиями Горно-шахтерной Академии обнаружен разбитый самолет. Самолет столкнулся с землей под большим углом. Летчик погиб. Причина: нет данных. Место захоронения: нет данных.
26. Катастрофа самолета МиГ-15 05 февраля 1953 года.
Пилот: поручик-пилот Здислав Карашевски (Zdzislaw Karaszewski) сын Чеслава, родился 17 марта 1926 года в Ломжу (Lomz'y), выпускник Офицерской школы летчиков в Демблине в 1950 году, командир звена 25 истребительного полка в Прушчу Гданьским (Pruszczu Gdan'skim) 10 иад. Налет: 249 часов 57 минут на самолетах: УТ-2, Як-17, Як-23, УТИ МиГ-15, МиГ-15. Задание: полет в зону. Обстоятельства катастрофы: летчик взлетая на самолете МиГ-15 с аэродрома в Слупску (Slupsku) рано поднял носовое колесо самолета и оторвал самолет от ВПП. В результате уменьшения скорости самолет потерял устойчивость и с левым креном столкнулся с землей. Самолет сгорел, летчик погиб. Причина: ошибка в технике пилотирования, выразившиеся в преждевременном отрыве самолета от земли с малой скоростью и большим углом атаки. Место захоронения: нет данных
Пилот: подхоронжий-пилот Телесфор Валчак (Telesfor Walczak) сын Франтишка, родился 28 декабря 1929 года в Мероцине (Mierocinie) повет Могилно (Mogilno), слушатель Офицерской школы летчиков в Радомю, курсант 3 учебной эскадрильи. Налет: 172 часа 55 минут на самолетах УЯк-9 и Як-9. Задание: полет в зону для пилотажа. Обстоятельства катастрофы: летчик во время полета в зоне пилотажа на самолете УЯк-9 потерял сознание. Самолет столкнулся с землей в районе м.Кобыланы (Kobylany) около Скарышева (Skaryszewa) и полностью разрушился. Летчик погиб. Причина: потеря сознания летчиком. Место захоронения: военное кладбище в Радоме.
Пилот: подпоручик-пилот Петр Лукашевич (Piotr Lukaszewicz) сын Йозефа, родился 20 сентября 1930 года в м.Дзибе (Dzibie) повет Бялысток (Bialystok), выпускник Офицерской школы летчиков в Демблине в 1951 году, слушатель KDO Офицерской школы летчиков в Демблине. Налет: более 300 часов на самолетах: По-2, УТ-2, Ил-2, Ил-10. Пассажир: капрал Роман Костко (Roman Kostko), сан Теодора, родился 24 января 1930 года, механик самолета. Задание: самостоятельный полет в зону на выполнения простого пилотажа по заданию 5 упр.3 КБП. Обстоятельства катастрофы: летчик вместе с пассажиром вылетели на самолете Ил-10 с аэродрома Радзынь Подляски (Radzyn' Podlaski) в зону пилотажа над м.Чемерники (Czemierniki). После выполнения задания в зоне, снижая высоту полета, удалился от границы зоны около 3 километров в направлении виднеющегося леса. Желая показать пассажиру свои умения в управлении самолетом на бреющем полете, снижался, с углом 15 - 20 градусов, летя в сторону леса. Во время выравнивания самолета, непосредственно перед лесом, на высоте 15 - 20 метров, самолет беспричинно снизился до высоты 1 - 1,5 метров и упал на лес. Стесал деревья, столб высоковольтной линии и в перевернутом положении, под углом 5 - 10o рухнул на землю. Экипаж погиб, самолет полностью разрушен. Причина: невыполнение основ безопасности полетов и самовольное изменение задания. Место захоронения: нет данных.
29. Катастрофа самолета Як-23 09 апреля 1953 года.
Пилот: подпоручик-пилот Тадеуш Худзик (Tadeusz Chudzik) сын Александра, родился 02 января 1929 года в Свидже (S'widze), выпускник Офицерской школы летчиков в Радоме в 1953 году, летчик 11 истребительного полка в Кжесинах (Krzesinach) 6 авиационной истребительной дивизии. Налет: 130 часов на самолетах: По-2, УТ-2, Як-9, Як-23. Задание: полет по маршруту в составе пары по упр. 14 Программы переучивания на реактивные самолеты. Обстоятельства катастрофы: во время выполнения полета в составе пары на самолете Як-23, ведомый подпоручик Т.Худзик отстал от ведущего и потерял ориентацию. Во время попытки соориентироваться не заметил уменьшение скорости полета. Самолет вошел в штопор и столкнулся с землей на расстоянии 1 километра на север от Срему (S'remu). Причина: потеря ориентации во время полета и ввод самолета в штопор. Место захоронения: кладбище Цитадели в Познани.
30. Катастрофа самолета Ил-10 24 апреля 1953 года.
Пилот: подпоручик-пилот Рышард Маковски (Ryszard Makowski) сын Станислава, родился 18 апреля 1930 года в м. Васы (Wa,sy) гмина Заборув (Zaboro'w), выпускник Офицерской школы летчиков в Демблине в 1951 году, летчик штурмовой эскадрильи 30 штурмового полка в Бабих Долах (Babich Dolach) 33 авиационной дивизии ВМФ. Налет: 108 часов 45 минут на самолетах: По-2, УИл-2, УИл-10, Ил-10. Стрелок-радиотелеграфист: старший матрос Здислав Ясиньски (Zdzislaw Jasin'ski) сын Тадеуша, родился в 1931 году. Задание: полет на бомбометание по морским целям по упр. 45 и 67 КПБ ША. Обстоятельства катастрофы: Летчик выполнял на самолете Ил-10 бомбардировку подвижной цели на морском полигоне. После выполнения третьего захода не вывел самолет из пикирования и столкнулся с поверхностью воды. Экипаж погиб, самолет уничтожен. Эта была первая после войны катастрофы в ВМФ. Причина: неумение в выполнении маневра захода на бомбардировку подвижной цели на морском полигоне. Кроме того, не закрытие привязных ремней перед вылетом, сделало невозможным летчику управление самолетом в перевернутом положении. Место захоронения: военное кладбище в м.Лешно около Блоня.
Пилот: подпоручик-пилот Алфред Клековски (Alfred Klekowski) сын Константина, родился 21 ноября 1931 года в Пясечнице (Piasecznicy) повет Сохачев (Sochaczew), выпускник Офицерской школы летчиков в Радоме в 1952 году, командир звена 25 истребительного полка ПВО 10 иад в Прушчу Гданским (Pruszczu Gdan'skim). Налет: 180 часов на самолетах: Як-18, УТИ МиГ-15, МиГ-15. Инструктор: подпоручик-штурман Томаш Голашевски (Tomash Golaszewski) сын Болеслава, родился 30 июня 1928 года в м.Бжозки Бжезиньские (Brzo'zki Brzezin'skie) повет Высокие Мазовецкие (Wysokie Mazowieckie), выпускник Офицерской школы летчиков в Демблине в 1952 году, штурман 25 истребительного полка ПВО. Налет: 160 часов на самолетах: Як-18, Як-23, УТИ МиГ-15, МиГ-15. Задание: контрольный полет по маршруту по упр.12. Обстоятельства катастрофы: экипаж выполнял на самолете Як-18 контрольный полет по маршруту. Летчики изменили маршрут полета. Подпоручик Клековски выполнял несколько фигур над местностью Кошала. Во время выполнения разворота на малой высоте наступило "перетягивание" самолета и машина упала между домов в местности Бжозки Бжезиньские. Сведения о происшествии и смерти летчиков дошла до части через полчаса после катастрофы. Причина: невыполнение правил производства полетов. Место захоронения: подпоручик А.Клековски похоронен на кладбище в Слупску, подпоручик Т.Голашевски - на кладбище в Высокие Мазовецкие.
Пилот: подпоручик-пилот Франтишек Млынек (Franciszek Mlyniek) сын Войтеха, родился 01 января 1930 года в Дебине (De,binie) повет Ланцут (Lan'cut), выпускник Офицерской школы летчиков в Радоме в 1952 году, помощник командира эскадрильи пилотажа 39 истребительного полка ПВО 7 авиационной истребительной дивизии в Мержецицах (Mierze,cicach). Налет: 166 часов на самолетах: УТ-2, По-2, Як-9, Як-11, Як-23, УТИ МиГ-15. Задание: самостоятельный полет по маршруту по упр.131 КБП ИА-52. Обстоятельства катастрофы: летчик взлетел на самолете Як-23 с целью выполнения полета по трассе Мержецице - Краков - Мержецице. Одновременно взлетел майор-пилот А.Рыбацки, как проверяющий. На обратном пути подпоручик Ф.Млынак, летя на 50 метров впереди контролирующего, внезапно повернул в право, под самолет проверяющего, и снижаясь столкнулся с землей вблизи Рацлавиц (Raclawic) повет Олкуш. Майор Рыбацки увидел пожар в месте падения самолета. Летчик погиб на месте. Причина: ошибка в пилотаже. Место захоронения: нет данных.
Пилот: старший сержант Зыгмунт Ромашевски (Zygmunt Romaszewski) сын Бронислава, родился 24 сентября 1930 года в Мшчонове (Mszczonowie), слушатель 2 года Офицерской школы летчиков в Демблине. Налет: 126 часов 57 минут на самолетах: По-2, УИл-2, Ил-2. Задание: полет в зону согласно задания 2 упр.2 КБП. Обстоятельства катастрофы: в самолете Ил-2 во время полета произошла авария двигателя. Летчик предпринял попытку аварийной посадки недалеко от села Вуйцин (Wujcin) около Минска Мазовецкого, однако погиб, самолет уничтожен. Причина: авария двигателя произошла из-за обрыва шатуна. Место захоронения: нет данных.
Пилот: подпоручик-пилот Здислав Дионизы Каниак (Zdzislaw Dyonizy Kaniak) сын Станислава, родился 08 апреля 1930 года в Ловичу (Lowiczu), выпускник Офицерской школы летчиков в Демблине в 1951 году, командир звена 28 истребительного полка ПВО в Слупску (Slupsku). Налет: на самолетах МиГ-15. Инструктор: подпоручик-пилот Франтишек Барзыньски (Franciszek Darzyn'ski), сын Виктора родился 02 января 1932 года в Шчепелицах (Szczepelicach), выпускник Офицерской школы летчиков в Радоме, старший летчик эскадрильи 28 истребительного полка ПВО в Слупску. Налет: на самолетах МиГ-15, УТИ МиГ-15. Задание: полет в составе эскадрильи на боевое слаживание по упр.37 и 38 КБП ИА-52. Обстоятельства катастрофы: эскадрилья самолетов МиГ-15 взлетела с аэродрома Слупск в составе пар, в строю с левым пеленгом. По достижению высоты 800 метров, ведущий всей группы, командир первой эскадрильи, подал команду: "Выполняем разворот влево" и вместе с ведомым ввел самолет в разворот. Ведущий второй пары подпоручик З.Кониак, на высоте 600 метров ввел самолет в левый разворот. Ведомый подпоручик Ф.Барзыньски не увидел этого маневра и продолжал лететь по прямой. Самолеты летящие на пересекающихся курсах столкнулись над местностью Дамница (Damnica). После столкновения самолет подпоручика Каниака развернулся влево на 90o и под углом 70o упал на лес и сгорел. Летчик на высоте 150 метров покинул самолет при помощи катапульты. Однако из-за малой высоты парашют не успел наполниться и летчик погиб. Самолет подпоручика Барзыньского перевернулся влево и столкнулся с землей. Летчик погиб. Причина: недостаточная осмотрительность и неправильное распределение внимания летчиков во время выполнения поворота во время полета в строю. Место захоронения: подпоручик З.Каниак похоронен на кладбище в Ловичу, полпоручик Ф.Барзыньски на кладбище в Шчепелицах повет Бяла Подляска (Biala Podlaska).
Пилот: старший хоронжий-пилот Тадеуш Смижевски (Tadeusz S'mirzewski) сын Юзефа, родился 14 мая 1931 года в Гродзиску (Grodzisku) повет Варшава, выпускник Офицерской школы летчиков в Демблине в 1952 году, старший летчик 1 эскадрильи 6 штурмового полка 16 авиационной штурмовой дивизии. Налет: 140 часов на самолетах: УТ-2, По-2, Ил-2, Ил-10. Стрелок-радиотелеграфист: капрал Зыгмунт Сагановски (Zygmunt Saganowski) сын Яна, родился 30 июня 1931 года. Задание: полет по маршруту со стрельбой и бомбометанием на полигоне по упр. КБП ША. Обстоятельства катастрофы: летчик самолета Ил-10, выполняя полет в составе звена на полигон Солец Куявски (Solec Kujawski), изменил программу задания. Во время бреющего полета самолет стесал дерево, ударился о землю, подскочил и упал в озеро Волски (Wolski) недалеко от села Издебно (Izdebno) повет Знин (Znin). Экипаж погиб. Причина: не выполнение правил производства полетов, а также самовольное изменение задания. Место захоронения: кладбище Брудно.
36. Катастрофа самолета Junak-2 11 августа 1953 года.
Пилот: поручик-пилот Стефан Шопниевски (Stefan Szopniewski) сын Валентего, родился 19 ноября 1922 года в Крушвицу (Kruszwicy) повет Иновроцлав (Inowroclaw), выпускник Офицерской школы летчиков в Радоме в 1948 году, командир звена 6 учебной эскадрильи начального пилотажа Офицерской школы летчиков, инструктор, обучил 28 летчиков. Налет: 1308 часов 49 минут на самолетах: УТ-2, По-2, Junak-2, Як-18, Як-9, Як-9М,В,П. Штурман: подпоручик-штурман Ежи Савчук(Jerzy Sawczuk) сын Пайсуша (Pajsjusza), родился 01 апреля 1931 года в м.Ковель (Kowel), выпускник курсов штурманов Офицерской школы летчиков в Демблине в 1951 году, штурман звена учебной эскадрильи Офицерской школы летчиков. Налет: 180 часов на самолетах Ли-2 и Junak-2. Задание: полет на облет самолета. Обстоятельства катастрофы: катастрофа произошла на аэродроме Окенце (Oke'cie), во время получения самолета Junak-2, предназначенного для 6 авиаицонного штурмового полка в Бялей Подляске (Bialej Podlaskiej). Во время взлета летчик закрыл кран подачи топлива в двигатель. Когда двигатель перестал работать самолет развернулся влево и столкнулся с землей. Взорвались баки с топливом и самолет сгорел. Члены экипажа погибли. Причина: выключение двигателя во время взлета самолета на высоте около 40 метров из-за ошибки летчика. Место захоронения: С.Шопиевски похоронен на кладбище в Новым Двоже Мазовецким (Nowym Dworze Mazowieckim).
37. Катастрофа самолета CSS-13 18 августа 1953 года.
Пилот: хоронжий-пилот Хенрык Гжыбовски (Henryk Grzybowski) сын Франтишка родился 06 декабря 1930 года в м. Ланки (Lanki) повет Острув Велкополски (Ostro'w Wiekkopolski), выпускник Офицерской школы летчиков в Демблине в 1952 году, летчик 51 шткрмового полка в Познани Лавицы (Poznaniu Lawicy) 16 штурмовой дивизии. Налет: 135 часов 25 минут на самолетах: УТ-2, По-2, УИл-10, Ил-10, CSS-13. Пассажир: капитан Михал Ясиньски (Michal Jasin'ski) - преподаватель Военной Академии Технической. Задание: тренировочный полет в зону ночью по упр.34. Обстоятельства катастрофы: летчик, выполняя ночной полет на самолете CSS-13, пытался испугать пассажира. Недалеко от Слупии Велкией () повет Срода (Slupii Wielkiej) самолет столкнулся с землей и сгорел. Летчик и пассажир погибли. Причина: выполнение летчиком полета не по заданию. Непосредственная причина также недостаточное обучение летчика - выполнял свой первый самостоятельный полет в зону ночью. Место захоронения: на кладбище Новой Вси (Nowej Wsi) повет Кротошин.
38. Катастрофа самолета Як-23 01 сентября 1953 года.
Пилот: подпоручик-пилот Мечислав Гасиоровски (Mieczyslaw Ga,siorowski) сын Антония, родился 24 марта 1930 года в Подолшыцах (Podolszycach) повет Плоцк (Plock), выпускник Офицерской школы летчиков в Радоме в 1951 году, командир звена 2 истребительного полка "Краков" 7 истребительной дивизии. Налет: более 150 часов самолетах: УТ-2, Як-9, Як-9П, Як-11, Як-23, УТИ МиГ-15, МиГ-15бис. Задание: полет на пробитие облаков по упр.93 КБП ИА-52. Обстоятельства катастрофы: летчик выполнял полет на самолете Як-23 в сложных метеоусловиях. Во время захода на посадку, черезмерно резко изменяя обороты, вызвал выключение двигателя. Самолет, летя на малой высоте с уменьшением скорости, сорвался в штопор и столкнулся с землей под углом 30o, неподалеку от Воли Пжемковскией (Woli Przemkowskiej) гмина Кошице (Koszyce). Летчик погиб, самолет уничтожен. Причина: потеря пространственной ориентации. Место захоронения: кладбище в Воли Пжемковскией.
39. Катастрофа самолета Як-23 15 сентября 1953 года.
Пилот: поручик-пилот Франтишек Бурек (Franciszek Burek) сын Анджея, родился 24 октября 1927 года в Воли Жарчыцкией (Woli Zarczyckiej) повет Ланьцут (Lan'cut), выпускник Офицерской школы летчиков в Демблине в 1951 году, старший летчик 3 истребительного полка в Вроцлаве. Налет: 197 часов на самолетах: По-2, УТ-2, Як-9П, Як-11, Як-17,Як-23. Задание: полет в составе пары на перехват высотных целей. Обстоятельства катастрофы: пара самолетов Як-23 взлетела с целью выполнения перехвата чехословацких МиГ-17 на высоте 6000 - 7000 метров. После опознания целей ведущий выполнил разворот в направлении целей. Однако самолет пилотируемый поручиком Ф.Бурка стал снижаться под углом 15 - 20o с увеличивающейся скоростью. Самолет, увеличивая угол пикирования до 70o, врезался в землю в окресностях м.Прудник на территории Чехословакии. Причина: плохое самочуствие летчика, далее перешедшее в полную потерю сознания. Место захоронения: кладбище в Вроцлаве-Особовичах.
40. Катастрофа самолета Ил-10 17 октября 1953 года.
Пилот: подхоронжий-пилот Казимеж Глосек (Kazimierz Glosek) сын Петра, родился 13 декабря 1931 года в Багатели (Bagateli) повет Острув Мазовецки (Ostro'w Mazowiecki), слушатель 2 года обучения в Офицерской школы летчиков в Демблине, обучаемый в 3 учебной эскадрильи. Налет: 92 часа на самолетах Ил-10. Задание: самостоятельный полет по заданию 5 упр.2 КПЛ-52. Обстоятельства катастрофы: летчик выполнял первый самостоятельный вылет на самолете Ил-10. Во время полета произошла полная выработка топлива из топливных баков. Летчик предпринял попытку аварийной посадки на местности неподалеку от аэродрома в Минску Мазовецким. Самолет подвергся уничтожению, летчик умер по дороге в госпиталь. Причина: полная выработка топлива (самолет допущен к полету недозаправленным), а также ошибка в пилотировании во время вынужденной посадки, вытекающая из малого опыта летчика. Место захоронения: нет данных.
41. Катастрофа самолета Ил-10 24 февраля 1954 года.
Пилот: хоронжий-пилот Станислав Пиесак (Stanslaw Piesak) сын Болеслава, родился 26 октября 1929 года в м.Пиеруг (Piero'g) повет Сиедлце (Siedlce) выпускник Офицерской школы летчиков в Демблине в 1953 году, летчик 3 эскадрильи 51 штурмового полка в Кшесинах. Налет: 120 часов на самолетах: По-2, Ил-2, Ил-10. Стрелок-радиотелеграфист: капрал Мариан Войнич (Marian Wojnicz). Задание: полет на слаживание экипажей в полетах в строю, а также имитация бомбового удара по наземным целям по упр. 4, 13, 14 и 20 КБП ША-52. Обстоятельства катастрофы: эскадрилья выполняла полет группой в районе аэродрома Гданьск-Вжешч (Gdan'sk Wrzeszcz). После сбора звена экипажи выполнили два полета по кругу на высоте 800 - 1000 метров. Во время пролета звена над аэродромом, руководитель полетов заметил, что в самолете Ил-10 пилотируемым хоронжим С.Пиесаком, не полностью убрано шасси. Порекомендовал летчику проверить систему уборки шасси. Во время проверки шасси на расстоянии 2 километров от аэродрома, на высоте 300 метров, произошла авария двигателя, которая проявилась уменьшением оборотов двигателя и клубами белого дыма. Летчик принял решение на посадку на аэродром. Во время подлета к аэродрому самолет, в результате потери скорости на малой высоте, свалился вправо и врезался в двухэтажное жилое здание, которое находилось в 250 метрах от границы аэродрома. Экипаж самолета погиб. Причина: отказ двигателя вызванный его неправильной эксплуатацией. Место захоронения: С.Пиесак похоронен на кладбище в м.Хотунь повет Сиедлце.
42. Катастрофа самолета МиГ-15 04 марта 1954 года.
Пилот: подпоручик-пилот Ежи Голик (Jerzy Golik) сын Михала, родился 16 февраля 1931 года в Кракове, выпускник Офицерской школы летчиков в Радоме в 1952 году, командир звена учебной эскадрильи 26 истребительного полка 11 истребительной дивизии в Зегжу Поморским (Zegrzu Pomorskim). Налет: более 250 часов на самолетах: УТ-2, По-2, Як-9, Як-23, УТИ МиГ-15, МиГ-15. Задание: воздушный бой звена по упр.36 КБП ИА-52. Обстоятельства катастрофы: летчик выполнял полет на самолете МиГ-15 на малой высоте в составе пары. Во время выполнения разворота пара самолетов вошла в облака. Летчик выпустил аэродинамические тормоза, что вызвало значительное изменение скорости. Произошел срыв самолета в штопор. Машина столкнулась с землей в районе м.Клишын (Kliszyn) повет Кошалин (Koszalin). Летчик погиб, самолет уничтожен. Причина: ошибка в пилотаже. Место захоронения: кладбище Роковицке в Кракове.
43. Катастрофа (Столкновение в воздухе) 2-х самолетов МиГ-15 27 апреля 1954 года.
Пилот: подпоручик-пилот Адам Забава (Adam Zabava) сын Евгения, родился 22 декабря 1932 года в Закопанем (Zakopnem), выпускник Офицерской школы летчиков в Радоме в 1952 году, курсы доподготовки офицеров штурманов в 1953 году, помощник командира эскадрильи 41 истребительного полка 9 истребительной дивизии. Налет: более 300 часов на самолетах: CSS-13, Як-11, УИМ МиГ-15, МиГ-15, Lim-1. Пилот: хоронжий-пилот Збигнев Климкевич (Zbigniew Klimkiewicz) сын Чеслава, родился 26 марта 1933 года в Варшаве, выпускник Офицерской школы летчиков в Радоме в 1953 году, летчик 41 истребительного полка в Мальборке. Налет: 125 часов на самолетах: Як-11, Як-18, Як-23, УТИ Миг-15, МиГ-15. Задание: полет на выполнение типовых атак в составе пары по упр. 26 и 30 КБП ИА-54. Обстоятельства катастрофы: летчики выполняли на самолетах МиГ-15 типовые атаки в составе пары на высоте 2300 метров. В 8 часов 35 минут самолет ведомого - хоронжего З.Климкевича ударил в самолет ведущего - подпоручика А.Забавы и оторвал ему крыло.Самолет ведущего, лешенный управления, столкнулся с землей и сгорел. Летчик погиб. Самолет ведомого, имея поврежденное управление, перешел в неуправляемое пикирования и под углом 80o столкнулся с землей. Летчик катапультировался, однко из-за малой высоты парашют не наполнился. Летчик погиб. Катастрофа произошла неподалеко от м. Валихновы Велкие (Walichnowy Wielkie). Причина: невыдерживание условий выполнения полетов в строю. Место захоронения: подпоручик А.Забава похоронен на кладбище в Бялогарде (Bialogardzie), хоронжий З.Климкевич - на кладбище в Плоньску (Plon'sku).
44. Катастрофа самолета Lim-1 27 апреля 1954 года.
Пилот: подпоручик-пилот Бронислав Дробник (Bronislaw Drobnik) сын Войтеха, родился 26 ноября 1929 года в Келцах (Kielcach), выпускник Офицерской школы летчиков в Радоме в 1952 году, летчик 1 эскадрильи 13 истребительного полка ПВО, летчик 3 класса. Налет: около 150 часов на самолетах: Як-11, УТИ МиГ-15, МиГ-15, Lim-1. Задание: полет на выполнение обычного и среднего пилотажа на высоте 5000 метров по упр. 9 КБП ИА-54. Обстоятельства катастрофы: летчик выполнял задание на самолете Lim-1 в зоне пилотажа на высоте 5000 метров. Правдоподобно потерял сознание. Неуправляемый самолет сорвался в штопор и столкнулся с землей в районе м.Боршын. Самолет сгорел, летчик погиб. Причина: наиболее вероятная причина - потеря сознания летчиком. Место захоронения: гарнизонное кладбище в Келцах.
45. Катастрофа самолета Lim-1 28 апреля 1954 года.
Пилот: подпоручик пилот Игнацы Добрас (Ignacy Dobras) сын Зыгмунда, родился 24 января 1929 года, в Грудне (Grudnie) повет Оборники (Oborniki), выпускник Офицерской школы летчиков в Радоме в 1953 году, летчик 1 истебительного полка ПВО. Налет: 214 часов на самолетах: Як-11, Як-17, Як-23, УТИ МиГ-15, МиГ-15бис, Lim-1. Задание: самостоятельный полет по маршруту над аэродромом на боевом самолете на высоте 500 метров в ПМУ по упр.5. Обстоятельства катастрофы: летчик выполнял полет на самолете Lim-1 над кварталом Коло (Kolo) (ул. Ульриховска) в Варшаве. Во время полета произошла авария двигателя. Летчик очень долго выяснял причину аварии и принял неправильное решение о посадке на своем аэродроме. Должен был садиться на пригодной площадке или катапультироваться. Самолет, теряя скорость и высоту полета, упал на жилой дом и сгорел. Летчик погиб. Причина: авария двигателя в результате прогара лопаток турбины и уничтожение заднего диска турбины. Место захоронения: кладбище Поважковске в Варшаве.
Пилот: хоронжий-пилот Юзеф Мазурек (Jo'zef Mazurek) сын Якуба, родился 06 марта 1933 года в м. Моравянки (Morawianki) повет Пиньчув (Pin'czo'w) выпускник Офицерской школы летчиков в Демблине в 1953 году, летчик 51 штурмового полка в Гданьску Вжешчу (Gdan'sku Wrzeszczu), летчик 3 класса. Налет: около 120 часов на самолетах: УТ-2, По-2, Ил-2, Ил-10 Стрелок радиотелеграфист: капрал Веслав Черняковски (Wieslaw Czerniakowski) сын Юзефа, родился 06 мая 1931 года, выпускник курса бортовых стрелков в Офицерской школы летчиков в Демблине в 1952 году. Задание: полет на бомбометание с пикирования с углом 30 градусов по упр. 45 КБП ША-52. Обстоятельства катастрофы: экипаж взлетел на самолете Ил-10 с аэродрома Гданьск Вжешч в напрвлении моря с курсом 32o, с целью выполнения учебно-боевого бомбометания на морском полигоне. По достижению высоты 150 метров самолет вдруг стал резко снижаться и с увеличивающимся креном на правое крыло столкнулся с поверхностью воды. Катастрофа произошла на удалении 1850 метров от берега на траверзе Нового Порта. Экипаж погиб, сaмолет уничтожен. Причина: не выяснена. Место захоронения: кладбище в Болеславцу.
Пилот: подпоручик-пилот Францишек Шчыглак (Franciszek Szczyglak) сын Станислава, родился 09 мая 1933 года в Цеханове (Ciechanowie), выпускник Офицерской школы летчиков в Радоме в 1953 году, летчик 28 истебительного полка ПВО в Слупску 10 истебительной дивизии. Налет: 250 часов на самолетах: Як-11, Чк-23, УТИ МиГ-15, МиГ-15. Задание: полет на боевой поиск парой на высоте 9000 метров в СМУ по упрю 55 разд.1 КБП ИА-52. Обстоятельства катастрофы: летчик выполнял полет на самолете МиГ-15. На высоте 800 метров, во время выполнения разворота вправо, самолет по неизвестной причине перешел в пикирование и под углом 45 - 50o, в перевернутом положение, столкнулся с землей между деревнями Карлино и Крулово в повете Славно. Летчик погиб, самолет уничтожен. Причина: наиболее вероятная причина - невыполнение летчиком правил выполнения полетов. Место захоронения: комунальное кладбище в Цеханове.