Пилот: поручик-пилот Чеслав Фалат, сын Анджея, родился 16 октября 1923 года в м.Качоровы повет Ясло, выпускник Офицерской школы летчиков в Демблине в 1948 году, пилот 5 шап в Быдгошчы (Bydgoszczy). Налет: 130 часов на самолетах: УТ-2, Ил-2. Задание: полет на полигон для выполнения бомбометания по упр. 8 КБП ША-48. Обстоятельства катастрофы: летчик самолета Ил-2, выполняя третий заход на бомбометание на полигоне Мушево Велкие около Мальборка, ввел самолет в пикирование с креном на левое крыло. На высоте 400 метров самолет стал выполнять полет со скольжением и увеличивающемся перевортом, а потом сорвался в штопор и столкнулся с землей. Пилот погиб на месте. Причина: ошибка в технике пилотирования из-за недостаточной подготовки летчика.
28. Катастрофа самолета УЯк-9 21 апреля 1949 года.
Пилот: плутоновы-пилот Здислав Грабовски (Zdzislaw Grabowski) сын Рудольфа, родился 04 октября 1949 года, слушатель Офицерской школы летчиков в Радоме. Инструктор: подпоручик-пилот Роман Врос (Roman Wrzos) сын Людвика, родился 07 февраля 1925 года в Кожухове (Kozu'chowie]) повет Радом, выпускник Офицерской школы летчиков в Демблине в 1948 году, инструктор 1 учебной эскадрильи Офицерской школы летчиков. Налет: 179 часов 8 минут на самолетах: По-2, УТ-2, Як-9. Задание: учебный полет по кругу над аэродромом Радом по упр.1 КБП. Обстоятельства катастрофы: во время взлета для выполнения полета по кругу в самолете УЯк-9 произошла авария двигателя. Пилот предал сообщение о вынужденной посадке. Во время посадки самолет разбился, экипаж погиб. Причина: непосредственной причиной катастрофы стало скакообразное переставление шага винта с малого на большой после отрыва самолета от земли. Изменение шага винта вызвана отказом регулятора Р-7. Второстепенная причина - потеря поступательной скорости.
Пилот: хоронжий-пилот Стефан Чапла (Stefen Czapla) сын Стефана, родился 08 мая 1921 года в м.Нахновице (Nachniowice) повет Дрохобыч (Drohobycz) , выпускник Офицерской школы летчиков в Демблине в 1948 году, летчик 3 эскадрильи 7 splbn в Лежнице Велькой (Lez'nicy Wielkiej), командир экипажа. Налет: более 200 часов на самолетах: По-2, УТ-2, УПе-2, Пе-2. Штурман: старший сержант-навигатор Роман Кулак (Roman Kulak) сын Йозефа родился 24 апреля 1924 года в м. Бедлно (Bedlno) повет Радзунь Подласки (Radzyn' Podlaski), выпускник курса наблюдателей Офицерской школы летчиков в 1949 году, штурман экмпажа, посмерно представлен к званию хоронжего. Налет: 120 часов на самолетах По-2 и Ли-2. Задание: полет по трасе на высоте 400 метров по упр. 3 PWBLB-49. Обстоятельства катастрофы: пилот самолета после выполнения взлета и первого разворота выпустил шасси и очень рано начал выполнять четвертый разворот с углом крена 70o. Это спровоцировало внезапное потерю высоты с столкновение самолета с землей. Командир экмпажа и штурман погибли на месте, стрелок-радиотелеграфист капрал Стефан Дасал (Stefan Da,sal) получил тежелые раны. Причина: наиболее вероятная причина черезмерно энергичный ввод в разворот самолета с выпущенными шасси, что вызвало внезвпную потерю высоты полета.
Пилот: подпоручик-пилот Евгениуш Беджыцки (Eugeniusz Biedrzycki) сын Яна, родился 30 сентября 1926 года в м.Гуты Подлесне (Guty Podles'ne) гмина Грабово (Grabowo), выпускник летного переучивания 2 Учебно-тренировочного отдела 2 авиационного полка ночных бомбардировщиков в 1944 году (офицерское звание получил 22 июля 1946 года), штурман 1 авиационной эскадрильи 4 шап в Гданьск-Вжешча (Gdan'sk Wrzeszcza). Налет: 1059 часов на самолетах: По-2, УИл-2, Ил-2. Задание: Полет по маршруту на малой высоте на поиск цели с фотографированием и бомбометанием по упр.22 КБП ША-1949. Обстоятельства катастрофы: Во время выполнения задания на самолете Ил-2 над полигоном Стжепч (Strzepcz) летчик не смог вывести самолет с пикирования. Самолет столкнулся со стеной леса. Летчик погиб, стрелок-радиотелеграфист старший сержант Ян Морек получил тяжелые раны. Причина: невыполнение летчиком Инструкции полетов на полигоне. Место захоронения: кладбище в Гданьске-Вжешче.
31. Катастрофа самолета По-2 23 августа 1949 года.
Пилот: подпоручик-пилот Станислав Каминьски (Stanislaw Kamin'ski) сын Йозефа, родился 09 мая 1920 года в Люблине, выпускник Офицерской школы летчиков в Демблине в 1947 году, старший летчик 5 шап. Налет: более 200 часов на самолетах: По-2, УТ-2, Ил-2. Пилот: подпоручик-пилот Александр Подольски сын Франтишка, родился 13 декабря 1025 года в Молчановке, выпускник 10 Военной авиационной школы летчиков в Серочынску в 1945 году, Военной авиационной школы летчиков в Чкалове в 1945 году, Офицерской школы летчиков в Демблине в 1949 году, штурман эскадрильи 5 шап в Елблонгу (Elbla'gu). Налет: 250 часов на самолетах: По-2, Ил-2. Задание: полет звеном в составе 3-х самолетов По-2 для выброски парашютистов в честь Дня Авиации. Обстоятельства катастрофы: во время полета звена самолетов произошло столкновение в воздухе двух По-2. Оба сцепленные самолеты попали в штопор и упали на землю. Летчики погибли. Причина: отвлечение внимания летчиков при полете в строю. Место захоронения: кладбище в Елблонгу.
Пилот: подпоручик-пилот Виктор Чалабис (Wiktor Chalabis) сын Томаша, родился 04 октября 1923 года, выпускник Офицерской школы летчиков в Демблине в 1947 году, летчик в 5 шап. Стрелок-радиотелеграфист: капрал Станислав Злотожецки (Stanislaw Zlotorzecki) сын Юлианна, родился 22 августа 1926 года, выпускник Курсов самолетных стрелков в Офицерской школы летчиков в 1948 году. Задание: полет по упр.26 КБП ША-47. Обстоятельства катастрофы: экипаж погиб во время выполнения полета на самолете Ил-2. Причина: нет данных. Место захоронения: нет данных.
33. Катастрофа самолета Як-9В 06 декабря 1949 года.
Пилот: подпоручик-пилот Станислав Ковалевски (Stanislsw Kowalewski) сын Якуба, родился 08 декабря 1922 года в м.Костюки (Kos'ciuki) повет Хорошч (Choroszcz), выпускник Офицерской школы летчиков в 1947 году, командир звена 2 эскадрильи 3 иап в Вроцлаве. Налет: 180 часов на самолетах: Ут-2, Як-9, Як-9В. Задание: учебный полет на самолете Як-9В. Обстоятельства катастрофы: Во время выполнения полета резко наступило изменение погоды. Летчик утратил пространственную ориентацию и самолет сорвался в штопор.Через несколько витков столкнулся с землей на расстоянии 3 километров от м. Брусы (Brusy) повет Хойницы (Chojnice). Наиболее правдоподобная причина: утрата летчиком ориентации места положения и пространственного положения самолета. Управление самолетом в сложных метеоусловиях было выше уровня подготовки летчика. Место захоронения: нет данных.
Пилот: подпоручик-пилот Люциан Дуда (Lucian Duda) сын Григория, родился 02 января 1926 года в Луцку, выпускник Офицерской школы летчиков в 1948 году. Налет: на самолетах УТ-2 и Пе-2. Штурман: хоронжий-навигатор Казимеж Росиньски (Kazimierz Rosin'ski) сын Адама, родился 15 сентября 1929 года в м.Дробин (Drobin) повет Плоцк(Plock), выпускник Курса наблюдателей Офицерской школы летчиков в Демблине в 1949 году, штурман звена 2 учебной эскадрильи Офицерской школы летчиков, посмертно представлен к званию подпоручик. Налет: на самолетах: По-2, Пе-2, Ли-2. Стрелок-радиотелеграфист: курсант Станислав Миста (Stanislaw Mista), родился в 1930 году. Задание: полет на стрельбу по конусу. Обстоятельства катастрофы: во время взлета самолета пе-2 летчик не поднял хвост самолета, в результате получилось преждевременный отрыв самолета от земли и смена направления взлета на 15o. В результате допущенных ошибок самолет зацепил за крышу двухэтажного здания на расстоянии 1700 метров от места начала старта, упал на землю и сгорел. Весь экипаж погиб. Причина:
Место захоронения: гарнизонное кладбище в Демблине.
Пилот: поручик-пилот Франтишек Василевски (Franciszek Wasilewski) сын Веслава, родился 15 марта 1924 года, выпускник Офицерской школы летчиков в Демблине в 1946 году, летчик отдельной эскадрильи в Сувалках. Налет: на самолетах По-2. Задание: полет на технически облет самолета По-2. Обстоятельства катастрофы: во время технического облета произошло уничтожение самолета. Летчик умер в госпитале 14 июля 1950 года. Причина: нет данных. Место захоронения: нет данных.
Пилот: хоронжий-пилот Станислав Ошчералиньски (Stanislaw Oszczepalin'ski) сын Павла, родился 26 мая 1926 года в Valenciennes (Франция), выпускник Офицерской школы летчиков в Демблине в 1949 году. Налет: 110 часов на самолетах: УТ-2, По-2, Ил-2, Ил-10. Стрелок-радиотелеграфист: сержант Хенрик Гневош (Henryk Gniewosz) сын Вацлава, родился 13 июля 1929 года. Задание: полет в зону на простой пилотаж и выполнение штопоров на высоте 2000 метров по упр.6 Обстоятельства катастрофы: во время выполнения полета летчик покинул указанную зону и выполнял штопора на высоте меньшей предписанной. Увеличив количество витков ввел самолет в плоский штопор. Самолет столкнулся с землей на расстоянии 1500 метров от села Седлаковице (Siedlakowice). Экипаж погиб. Причина: самовольное изменение элементов задания. Место захоронения: гарнизонное кладбище в Вроцлаве.
37.Катастрофа самолета Як-11 16 августа 1950 года.
Пилот: поручик-пилот Владислав Мишкевич (Wladyslaw Miszkiewicz) сын Северина, родился 13 декабря 1923 года в г.Сарны, выпускник Качинской военной школы летчиков в Красном Куте в 1946 году, инструктор, начальник воздушной стрельбы 3 иап. Налет: 596 часов 24 минуты на самолетах: По-2, УТ-2, Як-1, Як-3, Як-9, Як-9М, Як-9П, Як-11. Задание: ознакомительный полет в зону и контроль в зоне по упр.1 Дополнительной программы подготовки. Обстоятельства катастрофы: инструктор поручик В.Мишкевич (в первой кабине) и переучивающийся хоронжий-пилот Йозеф Мизера (Jo'zef Mizera) (во второй кабине) вылетели на самолете Як-11 для учебного полета с аэродрома Гдыня-Бабий Дол(Gdynia Babie Doly). На высоте около 60 метров, на прямой перед первым разворотом, перестал работать двигатель. Летчик решил вернуться на аэродром. Во время выполнения маневра доворота самолет потерял скорость и со скольжением на левое крыло столкнулся с землей. В результате столкновения поручин В.Мишкевич погиб на месте, хоронжий Мизера получил тяжелые травмы. Причина: авария двигателя вызванная засорением топливопровода. Командир экипажа принял ошибочное решение о выполнении разворота на 160o в ситуации с неработающим двигателем. Место захоронения: нет данных.