Катастрофа самолета Су-27УБМ 30 августа 2009 года (аэрошоу в Радоме, Польша)
05.06.2012, 11:24
Катастрофа самолета Су-27УБМ 30 августа 2009 года (аэрошоу в Радоме, Польша)
30 августа 2009 года, на авиасалоне в польском городе Радом в ходе показательных полетов потерпел крушение самолет белорусских ВВС и войск ПВО Су-27УБМ. Информация мгновенно облетела все мировые информационные агентства.
Разбившийся самолет Су-27УБМ в тренировочном полете 28 августа 2009 года, авиабаза Радом
В небе над Радомом Международное авиашоу в прошлом году проводилось в польском городе Радом, расположенном в ста километрах к югу от Варшавы, уже в одиннадцатый раз. Каждое из таких мероприятий собирает около 200 тысяч человек. Не стало исключением и очередное авиашоу — съезжаться в Радом зрители начали еще накануне.
Наблюдая за подготовкой к мероприятию, многие из них вспоминали прошлое, юбилейное авиашоу, состоявшееся в 2007 году. Тогда во время выполнения «розетки» - полета навстречу друг другу - один из пилотов польской авиагруппы «Желязны» сбился с курса. В результате два самолета, летевшие со скоростью 300 километров в час, на высоте 30 метров столкнулись. Оба пилота погибли. Кто-то вспоминал происшествие, произошедшее задолго до этой трагедии, когда парашютист во время представления сломал ногу.
Тем не менее крупнейшее польское авиашоу по-прежнему привлекало к себе тысячи зрителей из разных стран. Изюминкой очередного должно было стать участие в нем многофункционального истребителя Су-27УБМ. На авиашоу в Радоме этого самолета еще не видели.
Помимо Су-27УБМ 61-й истребительной авиационной базы Вооруженные Силы Республики Беларусь представляли на мероприятии фронтовой бомбардировщик Су-24М 116-й гвардейской Радомской Краснознаменной бомбардировочно-разведывательной авиационной базы и транспортный самолет Ил-76МД 50-й ордена Красной Звезды смешанной авиационной базы. Но демонстрационным полетом порадовать зрителей должен был Су-27УБМ! Многофункциональный истребитель с бортовым номером «63» стал звездой авиашоу еще до полетов. Еще на земле он завораживал своей мощной статью. А каков самолет в воздухе?..
Радушные, открытые душой белорусские летчики охотно рассказывали о своей «сушке» журналистам, коллегам-пилотам из других стран. Но все с нетерпением ждали пятницы, 28 августа. Именно на этот день был запланирован первый тренировочный полет Су-27УБМ в небе над Радомом.
Марфицкий Александр Эдуардович Родился 16 мая 1956 года в поселке Богушевск, Сенненского района Витебской области. В 1978 году окончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков, в 1987 году - Военно-воздушную академию имени Гагарина, в 2002 году - Академию управления при Президенте Беларуси. Последняя должность - заместитель командующего Западным оперативно-тактическим командованием ВВС и войск ПВО. Ранее командовал 61-й истребительной авиационной базой в Барановичах. Налет — около 2,5 тыс. часов.
Журавлевич Александр Адиславович Родился 28 мая 1963 года в селе Кремово Михайловского района Приморского края России. Образование - Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков (1984 год). Последняя должность - заместитель командира 61-й истребительной авиабазы. Налет - более 1,6 тыс. часов
И вот, наконец, пятница. Погода в тот день выдалась прекрасная. Под аплодисменты истребитель вышел на взлетную полосу. Стремительный разбег, набор высоты, каскад фигур высшего пилотажа… Полковники Александр Марфицкий и Александр Журавлевич безукоризненно выполнили летную программу.
На земле был настоящий фурор! Все присутствовавшие в тот день на военном аэродроме были восхищены мастерством белорусских пилотов и прониклись к ним еще большим уважением, каждый считал за честь сфотографироваться с нашими летчиками. Голландские пилоты в знак признательности даже подарили белорусам бутылку фирменного шампанского, выпить которую Марфицкий и Журавлевич планировали на Родине.
Полет в бессмертие
Воскресный день, 30 августа, напротив, выдался хмурым. Но это ничуть не омрачало настроения зрителей. В предвкушении захватывающих полетов они располагались на аэродроме. Жители города Радома, которым не удалось в тот день прийти на авиашоу, с интересом посматривали в окна.
Глядя в небо, замерла ребятня во дворах жилых домов деревни Маленчин, расположенной неподалеку от аэродрома. Белорусским летчикам вновь предстояло продемонстрировать свое мастерство.
…Су-27УБМ стремительно набирает высоту, приступает к выполнению фигур высшего пилотажа и вдруг начинает падать. Ситуация становится аварийной и вскоре перерастает в катастрофическую.
Последние секунды полета
Последние секунды полета
Полная версия последнего полета
Ни одной инструкцией не предписано оставаться в такой момент в самолете. Катапультироваться — вот единственно верное решение! Да и самой природой в человеке заложено стремление бороться в экстремальной ситуации за свою жизнь. Оставаться в истребителе, несущемся с огромной скоростью к земле, противоестественно!.. Но ведь внизу были люди! Чьи-то жены, дочери, сыновья… О чем думали в последние мгновения жизни Александр Марфицкий и Александр Журавлевич? В мгновения, когда их Су-27УБМ с почти четырьмя тоннами невыработанного топлива вот-вот должен был превратиться в огненный шар, уничтожая все живое на земле? О своих родных, близких? О данном им когда-то обещании во что бы то ни стало всегда возвращаться домой из полета живыми и невредимыми? Возвращаться пусть даже на одном двигателе, ведь по-другому нельзя, если тебя очень любят и ждут…
В 2002 году подобный трагический инцидент произошел на авиашоу во Львове.
Тогда истребитель Су-27, выполняя фигуру высшего пилотажа, ушел в крутое пике и упал в толпу зрителей. На месте падения самолета погибли более семидесяти человек, еще около сотни были госпитализированы с различными травмами. Пилоты катапультировались.
…Внизу разбросала свои жилые дома деревня Маленчин. От «сушки» требовалось немногое — выйти из их зоны. Для скоростного истребителя, оказавшегося даже в такой трагической ситуации, — мгновения. Но кто-то должен был пожертвовать этими мгновениями… И ценой этого для летчиков была вечность.
Некоторые из стоявших на земле очевидцев трагедии недоумевали: «Что делают белорусы? Надо прыгать!» Высота — 100 метров. «Катапультируйтесь!» — пытался докричаться до пилотов руководитель полетов.
Но систему катапультирования командир экипажа полковник Александр Марфицкий привел в действие лишь после пролета самолетом зоны жилой застройки… «Положение самолета в момент катапультирования уже не обеспечивало спасение экипажа. В результате столкновения с землей самолет был полностью разрушен, экипаж погиб. На земле жертв и разрушений нет», — говорится в представлении летчиков к награждению государственными наградами Республики Беларусь. А далее такие простые, но емкие слова: «В сложившейся катастрофической ситуации полковники Марфицкий А. Э. и Журавлевич А. А. проявили высокие морально-психологические и нравственные качества, исключительную отвагу и личную храбрость, высокое профессиональное мастерство, совершили подвиг, ценой собственной жизни предотвратив гибель людей на земле».
Очевидцы трагедии утверждают, что своим героическим поступком белорусские летчики спасли жизни сотен поляков.
Переговоры диспетчера и летчиков:
Диспетчер: Граница ориентировочно 1400-1500. Где-то в вашем районе посмотрите выше пакет летит чёрный. Метров 50 высота у него. К центру полосы подлетает. Диспетчер: Внимательнее. 103-й передал. Перед взлетом успокоились - и как дома... Будет встречный всё время.... Будет уносить вас от трибун назад, поэтому после фигур уточняйтесь... Лётчик: Понял... Диспетчер: Давайте, на 150 выводите аккуратненько... Это вывод? Линия. Вывод! Выыывод!!!!!! Куда движешься? Катапультируйся! Катапультируйся!!!!!! Летчик (польск.): Седьмой Вежа, спасатель сто сорок седьмой Вежа, СУ-27 разбился.
...включаем.
Понял. Ветер 260 градусов, 11 узлов. ...21. Диспетчер(польск.): По готовности старт разрешаю. 250 градусов, 11 узлов и сразу в направлении катастрофы. Лётчик(польск.): …Похоже много людей. Диспетчер(польск.): Территория заселенная? Лётчик(польск.): Незаселенная. Рядом есть строения. Много людей сбежалось. Диспетчер(польск.): Понял: много людей, не попал в строения. Диспетчер(польск.): Вежа, видел парашют? Лётчик(польск.): Нет парашюта. У меня дует 270, 10 узлов. Диспетчер(польск.): Cорок седьмой, Вежа, группа спасателей со скорой помощью выезжают юго-восточными воротами в вашем направлении. Обеспечиваете на земле место. Диспетчер(польск.): Вежа, а есть ли там пожар, наблюдаешь? Мне сказали, что было два пилота. Повтори. Территория обеспечена, разгоняйте зевак. Повторяю было два пилота. Ветер 290 градусов, 8 узлов. Если кто что видел, прошу информировать по ходу. Уже приехали пожарные? Лётчик(польск.): Спасатели что-то нашли, похоже тело. Диспетчер(польск.): Подтверди, самолёт не попал ни в какие строения. Лётчик(польск.): Нет, не попал. Около 100 метров от строений. Диспетчер(польск.): Спасибо. Лётчик(польск.): Садимся и ждём новостей от спасателя. Диспетчер(польск.): Вежа, есть новая информация? Пилоты? Если что-то нужно, сообщай. Точно было два пилота. Диспетчер(польск.): Сорок седьмой, Вежа, на каком расстоянии останки тела от самолёта? Лётчик(польск.): Территория оцеплена, дальше ищем. В направлении подхода ничего не видим. Диспетчер(польск.): Сорок седьмой, Вежа, они летели с востока на запад. Лётчик(польск.): Территория оцеплена, дальше ищем. В направлении подхода ничего не видим. Диспетчер(польск.): Сорок седьмой, Вежа, они летели с востока на запад. И нос был в западном направлении. В направлении юго-западном. Лётчик(польск.): Есть такая просьба, здесь бы пригодилось больше людей. Мы ничего не можем увидеть сверху. Пригодились бы люди, которые сюда пришли. Диспетчер(польск.): Понял. Лётчик(польск.): Похоже исследуем возвышенность. Диспетчер(польск.): Понял. Диспетчер(польск.): Сорок седьмой, Вежа, как с пожаром? Лётчик(польск.): Кроме... Ничего не нашли. Исследуют место катастрофы. Диспетчер(польск.): Сорок седьмой, Вежа, есть информация на тему второго пилота. Диспетчер(польск.): Сорок седьмой, Вежа, понял, нашли два тела пилотов. Сверь, как выглядит пожар, всё ли подстраховано и оставайтесь там в патруле. Диспетчер(польск.): 935 подтверждаю, нашли уже самолёт, и там проводится спасательная акция. Есть необходимая информация, будет приземление на полосу 25 и будете готовы к применению. Диспетчер(польск.): Продолжай подход к полосе 25 и с вниманием, потому что подъезжают машины... Летчик(польск.): Сорок седьмой с места катастрофы. Территория оцеплена, пожар закончился. Оставляем спасателя и врача до приезда прокурора и думаю больше здесь не поможем.
На месте катастрофы
На месте катастрофы
Быть летчиком!
Всего метров двести отделяет нас от жилых домов. Во дворе ближайшего к нам играет с куклами маленькая девчушка. На ее голове алеют два больших банта.
Кажется, совсем недавно такими же были дочурки Александра Марфицкого и Александра Журавлевича…
— Когда на Дальнем Востоке у нас родилась старшая, Ирина, - вспоминает Дамира Эркеновна, - Саша вылепил из снега перед роддомом снегурочку. Все восхищались: «Смотрите, какая красивая снегурочка!» Снегурочка действительно была хороша, как и их малышка.
Второй ребенок, считали в семье Марфицких, обязательно будет сын (какой отец не мечтает о пацане!), но родилась опять «снегурочка» - Наташа… Александр Эдуардович очень мечтал о внуке, чтобы научить его играть в хоккей, футбол, ходить с ним на рыбалку, ведь сам был заядлым рыбаком… В семье Александра и Светланы Журавлевичей тоже подрастала дочка, Ольга. «На отца похожа, - говорили знакомые и обязательно добавляли, — счастливая будет».
- Мы с Сашей в одной школе учились, - делится Светлана Валентиновна. - Он хорошо играл на гитаре, пел, веселый был, пошутить любил. С годами ничуть не изменился. Как сейчас, стоит у меня перед глазами перед отлетом в Радом. В новом летном комбинезоне. Улыбаясь, подмигивает: «Ну как я? Все польские девчонки мои?» — «Да твои, твои», - отвечаю… Судьбы летчиков были во многом похожи.
Оба проявили упорство при поступлении в авиационные училища: Александр Марфицкий - в Харьковское, Александр Журавлевич - в Черниговское.
Александр Марфицкий рано лишился отца. После полета в космос Юрия Гагарина мальчишка из городского поселка Богушевск, что на Витебщине, «заболел» небом и стал настойчиво готовить себя к поступлению в авиационное училище. Как ни отговаривала мать единственного мужчину в семье, он был непреклонен: «Буду летчиком!» Такой же выбор сделал и Александр Журавлевич.
Они были счастливыми людьми, ибо посвятили свою жизнь небу
Офицерскую службу молодые лейтенанты начали в отдаленных гарнизонах Советского Союза: Марфицкий - в Комсомольске-на-Амуре, Журавлевич - на Сахалине.
Они много летали. Стали профессионалами - летчиками-снайперами. Мечтали о создании в Беларуси авиационной пилотажной группы, подобной «Русским витязям». Александр Марфицкий дружил с заслуженным военным летчиком России, военным летчиком-снайпером гвардии полковником Игорем Ткаченко. Он погиб во время подготовки к показательному полету на московском авиашоу «МАКС-2009» за две недели до трагедии в Радоме. Марфицкий очень переживал потерю друга. Настоящей потерей была в свое время для Александра Марфицкого и Александра Журавлевича и гибель их сослуживца подполковника Владимира Карвата, также ценой своей жизни предотвратившего гибель многих людей.
На 55-летие 61-й истребительной авиабазы в 2006 году авиационная группа высшего пилотажа «Русские витязи» побывала в гостях у белорусов. А спустя некоторое время пилотажная группа со звучным названием «Крылья Беларуси» была создана в Синеокой. Возглавил ее Александр Журавлевич! Во время военных парадов, проходивших в Минске, мастерство летчиков вызывало восхищение не только у белорусов, но и у гостей нашей страны.
- Александр Марфицкий и Александр Журавлевич были не только летчиками-профессионалами. Они были и летчиками-инструкторами, - делится командующий войсками Западного оперативно-тактического командования ВВС и войск ПВО генерал-майор Дмитрий Пахмелкин. - Многие летчики 61-й истребительной авиационной базы учились у них мастерству.
«Я вас очень люблю» Именно генерал-майору Дмитрию Пахмелкину предстояло сообщить женам летчиков трагическую весть. Тяжела доля командира.
Но что мог сказать генерал этим женщинам? Как объяснить им, что их мужья уже никогда не вернутся домой, что не будет больше в жизни Дамиры Марфицкой и Светланы Журавлевич томительного ожидания окончания полетов и радостных встреч из командировки их любимых мужчин. Разве могут слова «ваш муж погиб» вместить всю горечь утраты? …Увидев тогда в руках генерала снятую фуражку, Светлана Журавлевич все сразу поняла. Ноги стали ватными, она оперлась на стену. Слабая искорка надежды, которая еще несколько минут назад тлела в ее душе, погасла.
Светлана Валентиновна уже знала о трагедии в Радоме, средства массовой информации сообщили о двух погибших белорусских летчиках, однако их фамилии не назывались.
- Ведь был еще запасной пилот - подполковник Александр Потехин. Ожидали в Барановичах возвращения из Радома и подполковника Александра Мурычина, который руководил полетами, - вспоминает Светлана Журавлевич. - Четыре Александра… Для Дамиры Марфицкой тот звонок в дверь оказался нео жиданным. Она хлопотала на кухне в ожидании своего Александра. Оставалось совсем немного времени до возвращения его из командировки.
Встречать мужа Дамира Эркеновна собиралась на аэродроме, с цветами. Так заведено в семьях летчиков: встречать и провожать… Она не поверила стоявшим на пороге… Ведь так явственно всплывали в сознании слова, сказанные Александром Марфицким на прощание: «Я вас люблю и очень скоро вернусь». Как оказалось, это были его последние слова родным и близким людям.
В бессилии женщина выдохнула: «Нет, он обязательно вернется!» «Он был лучшим!»
За смелые и решительные действия при обстоятельствах, связанных с риском для жизни, личное мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебных обязанностей, высокий профессионализм полковники Александр Марфицкий и Александр Журавлевич Указом Президента Республики Беларусь награждены орденом «За личное мужество» посмертно.
Герои зачислены навечно в списки 1-й авиационной эскадрильи 61-й истребительной авиационной базы.
…Фотоальбом, посвященный этим замечательным людям. Дамира Марфицкая и Светлана Журавлевич собрали здесь фотографии, дорогие их сердцам.
Вот оба Александра еще курсанты. А вот будущий летчик-снайпер Марфицкий на вечере отдыха кружится в вальсе со студенткой Харьковского политехнического института. У девушки такое необычное и красивое имя — Дамира. Семейные фотографии, полеты…
А вот Александр Журавлевич вместе с американскими военнослужащими.
- Это Саша в Техасе, во время учебы в командно-штабном колледже ВВС США по программе «Партнерство ради мира», — поясняет Светлана Валентиновна.
Радом. Полковники Марфицкий и Журавлевич в окружении иностранных пилотов. А вот их последний полет, самолет уходит в небо… Какими они были? Я никогда не забуду слов, сказанных Светланой Журавлевич о своем муже: — Он был самым лучшим! Лучшим во всем: лучшим мужем, отцом, офицером!..
Самолет Су-27УБМ взлетает в последний свой полет, 30 августа 2009 года, Радом
Такова оценка любимым человеком. Самая искренняя и бескорыстная! Многие ли достойны подобной? У семьи Журавлевичей была мечта. Обычная мечта семьи офицера, целиком отдающего себя служению Отечеству. Вырваться летом в отпуск. По признанию Светланы Валентиновны, они не отдыхали летом двенадцать лет. Как-то не получалось. После командировки в Радом полковник Журавлевич планировал взять отпуск в октябре. Конечно, не лето, но ведь можно отдохнуть и в теплых краях - мужу хотелось сделать Светлане подарок к ее юбилею и к 25-летию совместной жизни, которое они должны были отметить в ноябре.
Не получилось. До этого семейного праздника Александр Журавлевич не дожил всего два месяца.
Была мечта и у полковника Марфицкого. Он очень ждал внука. В мае 2010 года у дочери Наташи родился первенец. Назвали мальчугана Игорем. Кто знает, может, спустя годы он, так же как и его дед, узнавший в свое время о полете в космос Юрия Гагарина, «заболеет» небом и покорит его бездонную синеву, которую далеким августовским днем расколол рев падающего истребителя.
Запомнит ли та маленькая девочка с алыми бантами на голове из деревни Маленчин имена летчиков, ставших героями не только в Беларуси, но и на польской земле? Я думаю, да.
Напоминанием о подвиге наших земляков будут рассказы ее родителей, а еще - памятник, открытый в честь белорусских пилотов у места трагедии. На русском и польском языках на мраморной плите начертано: «Здесь 30 августа 2009 года во время авиашоу потерпел катастрофу самолет белорусских Вооруженных Сил, в которой погибли опытные летчики полковник Александр Эдуардович Марфицкий и полковник Александр Адиславович Журавлевич». А ниже - прекрасные слова, отражающие широту сердец людей, участвовавших в увековечении памяти героев, уважение к поступку белорусских офицеров: «Светло и торжественно смотрит на них огромное небо одно на двоих».
Прощание с погибшим экипажем на аэродроме Радом
Памятный знак на месте гибели А.Марфицкого и А.Журавлевича
Надпись на памятном знаке, Радом
Могила Александра Марфицкого и Александра Журавлевича на кладбише, Барановичи
***
Расследование катастрофы закончилось. Польская сторона отказалась от оглашения причины катастрофы, сославшись на то, что самолет принадлежит Беларуси и оглашать результаты должна беларусская сторона.
По некоторым материалам просочившимся в польскую прессу стало известно, что причиной катастрофы была недостаточная высота ввода в верхней точке при выполнении фигуры высшего пилотажа и вывод самолета на закритические углы атаки.
Как прокоментировал один из плиотов Су-27: "Если угол атаки 18 градусов, то для выполнения, скажем, «петли» высота в верхней точке траектории должна быть 1200 метров. Это значит, что в нижней точке выполнения фигуры она будет 200 метров. Этого вполне достаточно для безопасного пилотирования. А при угле 24 — 28°, с высоты 820 — 850 метров, запаса внизу фактически не останется".
Очень жаль, что белорусская сторона официально не огласила результаты расследования. В очередной раз приходится пользоваться "слухами ввиде версий" и комментариями похожими на правду.
Источники:
1. Журнал Оружие, статья "На мужество прказ не отдается"
2. Новое дело, статья "Расшифровка переговоров летчиков СУ-27 перед катастрофой"
3. Публикации в польской прессе.