Авария самолета Ту-134А МО РФ 10 июля 2006 года (аэродром Гвардейское)
18.12.2011, 17:16
Авария самолета Ту-134А МО РФ 10 июля 2006 года (аэродром Гвардейское)
Данные о авиатехнике. Самолет Ту-134А бортовой номер 05, заводской номер 63875, дата выпуска 1982 год.
При взлете после прохода самолетом скорости принятия решения (270 км/ч) командир экипажа визуально обнаружил стаю птиц. На 46-й секунде разбега при достижении скорости 290 км/ч после команды штурмана: "Подъем!" командир экипажа отклонил штурвал в положение "на себя". В момент создания взлетного угла произошло попадание птицы в газовоздушный тракт левого двигателя.
На 47-й секунде разбега при скорости 292 км/ч возник помпаж левого двигателя, который сопровождался периодическими хлопками и повышенной вибрацией. На приборной доске высветились светосигнализаторы левого двигателя "Вибрация велика" и "Давление масла мало". Командир экипажа продолжил действия по выполнению взлета и на 48-й секунде на удалении 2205 метров от начала разбега по достижении угла тангажа 8 град, (с дальнейшим увеличением до 9,7 град.) произошел отрыв самолета от ВПП, сопровождавшийся кренением самолета влево (в сторону отказавшего двигателя), которое командир экипажа парировал отклонением штурвала. Определив несоответствие темпа нарастания скорости, незначительно уменьшил угол набора. РП на аэродроме, наблюдая выбросы пламени и шлейф дыма за самолетом, на 51-й секунде с момента страгивания самолета, подал команду на прекращение взлета. Командир экипажа, получив данную команду от РП, подал команду помощнику на уборку оборотов двигателей и незначительным отклонением штурвала в положение "от себя" перевел самолета на снижение.
Начиная с 52-й секунды полета, после подачи РП команды на прекращение взлета и с началом выполнения командиром экипажа действий по прерванному взлету, ситуация переросла в аварийную стадию, которая характеризовалась: малым остатком БВПП, не соответствующим потребной дистанции прерванного взлета, наличием препятствий за концевой полосой безопасности (КПБ) на пути движения самолета (курсового радиомаяка и бруствера объездной автомобильной дороги), скорость (на момент начала действий экипажа по прерванному взлету), не обеспечивающей остановку самолета до препятствий за КПБ.
Командир экипажа на V=300 км/ч произвел посадку левее оси ВПП с опережением на правую основную стойку шасси в 336 метрах до конца ВПП. В 318 метрах до конца ВПП произошло касание о ВПП пневматиков колес левой основной стойки шасси. В следующую секунду после команды командира экипажа помощник командира экипажа установил РУД обоих двигателей на упор малого газа. Бортовой техник подал команду "Интерцепторы, реверс!". На 4-й секунде пробега командир экипажа применил основное торможение и включил реверсивное устройство, интерцепторы не применял. Сход самолета на грунт произошел на V=279 км/ч в 33 метрах левее оси ВПП. При движении самолета по грунту на удалении 186 метров от торца ВПП командир экипажа интенсивным отклонением штурвала в положение "от себя" опустил переднюю стойку шасси. В дальнейшем, наблюдая на пути движения самолета курсовой радиомаяк (КРМ), во избежание прямого столкновения с ним, командир экипажа отклонил педали влево. Изменив траекторию движения, самолет правой плоскостью крыла столкнулся с тросовыми растяжками антенного поля КРМ. При дальнейшем движении на удалении 630 метров от торца ВПП и V=228 км/ч самолет столкнулся с бруствером объездной автомобильной дороги и бетонными ограждениями летного поля, в результате чего отъемная часть правой консоли крыла отделилась от фюзеляжа, произошло разрушение крыльевых топливных баков и воспламенение авиационного топлива. На удалении 885 метров от торца ВПП самолет остановился.
Пассажиры самостоятельно покинули борт ВС. Незначительные травмы, а также травмы средней тяжести получили 13 человек (9 членов летного экипажа и 4 пассажира). Самолет разрушился и сгорел. На земле частично разрушено антенное поле системы посадки.
На борту находился командующий ЧФ адмирал В. Масорин и группа старших офицеров. Они возвращались в Москву с учений флота.